ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
(24.11/6.12.1870 — 24.1.1965) — один из крупнейших русских философов, представитель интуитивизма и персонализма. В юности увлекался революционно-демократиеческими и атеистическими идеями, за что был исключен из гимназии. После этого некоторое время учился в Берне. В 1891 г. вернулся в Россию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета, а затем на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Был оставлен при университете для подготовки к профессуре, в это время посетил университеты Германии и Швейцарии, слушал лекции В. Виндельбанда, В. Вундта, Г. Мюллера.
Степень магистра философии получил в 1903 г., доктора — в 1907 г., после чего становится доцентом, а в 1916 г. — экстраординарным профессором Петербургского университета. Наряду с университетской деятельностью участвовал в философской жизни России начала XX в. В 1921 г. уволен из университета как "идеалист", в 1922 г. выслан из России. По приглашению Т.Г. Масарика перебрался в Прагу, работал в Русском университете. В 1942 г. был избран профессором философии Братиславского университета, где оставался до конца войны. В 1945 г. переехал во Францию, в 1946 г. — в США, преподавал в Русской духовной академии в Нью-Йорке.
Основные произведения — "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", "Обоснование интуитивизма", "Интуитивная философия Бергсона", "Материя в системе органического мировоззрения", "Мир как органическое целое", "Введение в философию", "Материя и жизнь", "Свобода воли", "Ценность и Бытие", "Типы мировоззрений", "Условия абсолютного добра", "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция", "История русской философии", "Достоевский и его христианское миропонимание".
Свое философское учение, в котором с достаточной систематической полнотой изложены проблемы гносеологии, онтологии, антропологии, аксиологии, этики, отчасти эстетики и некоторые направления истории философии, Лосский характеризовал как органическое идеал-реалистическое мировоззрение, интуитивизм, иерархический персонализм, мистический эмпиризм. Из европейских мыслителей Лосскому наиболее близок был Лейбниц, из русской философии на него повлияли персонализм А.А. Козлова и метафизика всеединства B.C. Соловьева.
С 20-х гг. все большее значение для Лосского приобретают фундаментальные идеи православного богословия (его сын Владимир Лосский был одним из крупнейших русских богословов XX в.). Главную задачу разрабатываемой им метафизики, одно из центральных мест в которой занимают вопросы гносеологии, Лосский определяет как положительное решение проблемы: "все имманентно всему".
Согласно этому принципу, бытие внешнего мира дается познающему субъекту непосредственно, со всеми существующими в нем связями. В процессе познания объект трансцендентен в отношении к познающему Я, но имманентен самому процессу познания. Интуиция как непосредственное сознавание субъектом не только процессов его собственной внутренней жизни, но и жизни внешнего мира основывается Лосским на "гносеологической координации", на своеобразном, непричинном отношении субъекта ко всем отличным от него "сущностям" в мире.
Однако само это отношение не есть еще собственно познание. Последнее начинается в том случае, когда субъект направляет на объект серию интенциональных актов: осознания, внимания, дифференциации и т.д., и осуществляется, согласно Лосскому, посредством трех типов интуиции: чувственной, интеллектуальной и мистической. Сам Лосский проводил грань между своим интуитивизмом и интуитивизмом Бергсона: последний признает иррациональность бытия, у первого рационально-систематическая структура полагается существенной стороной реальности, постигаемой путем интеллектуальной интуиции. Исходя из принципа тотальной имманентности, Лосский разрабатывает и свою онтологию, совмещая в ней принципы монадологии Лейбница, идею органической целостности сущего и некоторые положения апофатической теологии, в силу чего она принимает существенно антиномичный характер.
С одной стороны, вводя понятие "субстанциальный деятель", весьма напоминающее "монады" Лейбница, Лосский утверждает множественность в бытии, с другой — учением об Абсолюте как Едином Сверхмировом и Сверхсистемном начале, стоящем в качестве основы над миром, т.е. системой "субстанциальных деятелей" и их отношений между собой, нейтрализует радикальный плюрализм миробытия и утверждает его органическое, живое единство и целостность. Согласно учению Лосского, каждый "субстанциальный деятель", обладая активностью, творческой силой, самостоятельностью и свободой выбора, может развиваться, поднимаясь на более высокие ступени бытия и усваивая более сложные типы жизни, достигая в конце концов Царства Божия, членом которого он и становится.
Наивысшей степенью развития "субстанциального деятеля" или их "союза" является человеческая личность. Возможен и другой путь развития "субстанциальных деятелей" — путь от Бога или вне Бога: такие деятели образуют "царство грешного бытия". Абсолютное Сверхмировое начало, которое является предметом не интеллектуальной, а мистической интуиции, Лосский, опираясь на идеи апофатического богословия, характеризует как невыразимое в понятиях "Божественное Ничто", которое, однако, не есть простая абстракция, но "высшая положительная конкретность", абсолютная полнота всякого "что"; ее непосредственное созерцание осуществляется в религиозном опыте.
В систему онтологии он включает и концепцию перевоплощения (метаморфозиса), разработанную Лейбницем, но указывает на существенные пункты, которыми его учение о "субстанциальных деятелях" отличается от монадологии Лейбница и концепции личности В. Штерна: прежде всего это реалистическая, а не субъективистская интерпретация материальных процессов, признание "консубстанциальности" субстанциальных деятелей, а также отрицание психофизического параллелизма и утверждение зависимости материальных процессов от психических.
Свое понятие "субстанциального деятеля" Лосский, кроме того, отличает от понятия гносеологического Я в системе Риккерта и от трансцендентального Я в философии Гуссерля. Фундаментальной предпосылкой аксиологии Лосского стало положение о том, что "само бытие, само esse есть не только бытие, но и ценность", Бог и царство Божие являются высшей, абсолютно совершенной ценностью и основой всех относительных ценностей, поскольку конечной целью всякого существа служит абсолютная полнота бытия, которая актуально осуществлена в Боге и есть Бог, в силу чего Он становится предметом универсальной общетварной устремленности, основой и залогом совершенства всякого существа.
В учении о ценностях Лосский использует восточнохристианскую мистическую идею "обожения": т.к. реальное единство бытия и ценности существует только в Божественной жизни, а в человеческом мире оно возможно лишь в форме идеала, то для реализации абсолютных ценностей в мире должно произойти "конкретное единосущее" человеческого рода, которое понимается им как единение человека с Богом и в Боге со всем миром, совершающееся на основе любви, ибо только любовь есть совершенное приятие чужого бытия.
В этике Лосского также находит свое отражение идея Абсолюта, "Божественного Ничто", которое открывается в религиозном опыте не только как абсолютная полнота бытия, но и как само Нравственное Добро, Любовь и Истина. Сферой абсолютно морального бытия является Царство Божие, которого стремится достичь всякий "субстанциальный деятель", имеющий в себе любовь и обладающий свободой воли. Исходя из концепции Царства Божия и описывая Бога не только как абсолютное Благо, но и как абсолютную Красоту, Лосский разрабатывает и эстет проблематику. Подобно идеальному благу, идеальная красота, которая есть "совершенная духовная жизнь, посвященная творению и ассимилированию асболютных ценностей", также реализуется в Царстве Божием. Утверждением о существовании абсолютной красоты отвергается всякий релятивизм в эстетике.
В своих поздних работах и статьях Лосский более полно и осознанно обращается к идеям православного мировоззрения, стремясь органично ввести их в состав собственного учения. Он автор одного из наиболее полных исследований по истории русской философии. О своем творческом пути и долгой, насыщенной событиями жизни написал книгу "Воспоминания. Жизнь и философский путь" (München, 1968, перепеч.: Вопросы философии, 1991, № 10—12). Полная систематизированная библиография работ Лосского, включающая почти три десятка книг и сотни статей, опубликована в книге "Bibliographic des oeu-vres de Nicolas Lossky" (P., 1978. На рус. и франц. яз.). В последние годы в России переизданы следующие труды Лосского: "Избранное" (М., 1991) (в издание вошли "Обоснование интуитивизма", "Мир как органическое целое" и "Свобода воли"); "История русской философии" (М., 1991); "Условия абсолютного добра" (М., 1991); "Учение о перевоплощении. Интуитивизм" (М., 1992).
С. Мальцев