ЦЕРТЕЛЕВ Дмитрий Николаевич
князь (30.06 (12.07) 1852, с.Смальково Пензенской губ. - 15(28).08.1911) - поэт, философ, публицист, общественный деятель.
В 1874 г. Цертелев окончил юридический ф-т Московского ун-та. Во время учебы познакомился с В. С. Соловьевым, с которым у него завязались тесные дружеские отношения, и Юркевичем. Влияние последнего на Цертелева, возможно, отразилось в его увлечении философией А. Шопенгауэра и сильном интересе к популярному в 60-70-х гг. XIX в. в России спиритизму.
Э.Радлов писал о Вл. Соловьеве и Цертелеве: «Тесная дружба этих двух благороднейших людей началась еще в 5-й Московской гимназии, где оба обучались... и длилась в течение всей жизни. Оба проходили вместе Московский ун-т, оба одновременно занимались за границей. Дарование обоих проявилось в философии, в поэзии, в публицистике, в литературной критике.
Политические взгляды их сильно расходились. Князь Д.Н.Цертелев держался консервативного направления, между тем как Соловьев думал, что либеральный монархический режим необходим России, но это различие полит, взглядов нисколько не отражалось на их дружбе. В филос. отношении обоих мыслителей следует отнести к защитникам идеалистического направления; но в то время как Соловьев создал собственную мистическую систему, князь Цертелев примкнул к направлению Шопенгауэра и его истолкователя Э.Гартмана. С Гартманом князь Д.Н.Цертелев поддерживал дружеские отношения...» (Радлов Э. Князь Д.Н.Цертелев. Некролог // ЖМНП. СПб., 1911. Кн.10).
С сер. 70-х гг. Цертелев находился в постоянной переписке с немецким философом Э. Гартманом. В 1878 г. он слушал лекции в Лейпцигском ун-те, где в 1879 г. получил степень доктора философии за сочинение, посвященное гносеологии Шопенгауэра.
В 1880 г. отдельным изд. вышел 1-й т. соч. Цертелева "Философия Шопенгауэра" (первая публикация - в "Журнале Министерства народного просвещения", 1878-1879), в котором содержался обстоятельный критический разбор теоретической философии нем. мыслителя; 2-й т., посвященный этическим воззрениям Шопенгауэра и Гартмана, под названием "Современный пессимизм в Германии" появился в 1885 г. Это соч. Ц., вызвавшее противоречивые отклики (от резко критических - Лаврова в журнале "Дело", 1885, № 5 - до вполне сочувственных - К. Н. Леонтьева (см.: Письма К. Н. Леонтьева к кн. Д. Н. Цертелеву // Начала. 1992. № 2. С. 75), долгое время оставалось единственным подробным отечественным исследованием философии Шопенгауэра.
Будучи чиновником Цертелев часто публиковал философские статьи в разных периодических изданиях, являлся действительным членом Психологического общества при Императорском Московском ун-те.
В 1877-1880 он был председателем Съезда мировых судей Спасского уезда Тамбовской губ. В 1880-1882 работал в Министерстве финансов. В 1882 оставил службу. В 1885 г. Цертелев редактировал журнал "Дело", в конце 1887 г. несколько месяцев - "Русский вестник", а в 1890-1892 гг. "Русское обозрение".
Помимо философских трудов, Цертелев писал стихи. Ему принадлежит перевод первой части «Фауста» И.В.Гете, «Манфреда», Дж.Г.Байрона, а также нескольких поэтических сборников, в которые наряду с лирическими стихотворениями вошли также и поэмы - переложения индийских и персидских легенд.
Скончался ученый в с.Липяги Спасского уезда Тамбовской губ.
Как философ Цертелев примыкал к тому направлению в метафизике XIX в., которое, отойдя от априоризма и абсолютного рационализма нем. идеалистов, стремилось сочетать философское умозрение и эмпирическое наблюдение, т. е. познавать метафизическую реальность с помощью широких обобщений данных внешнего и внутреннего опыта.
Непосредственное влияние на Цертелева оказала "философия бессознательного" Э. Гартмана, девизом которого было "умозрительные результаты по индуктивному естественно-научному методу".
Цертелев полагал, что законы бытия полностью не исчерпываются законами мышления, поэтому наш разум не способен априорно установить реальность или доказать невозможность того или иного явления - действительность последнего подтверждается лишь опытом. Этот вывод заставлял ученого серьезно относиться к так называемым медиумическим или спиритическим явлениям, которым он, однако, остерегался давать метафизическую или религиозную интерпретацию (см. его кн. "Спиритизм с точки зрения философии". - Спб., 1885).
От эмпиризма и позитивизма (последний Цертелев рассматривал как сочетание эмпиризма и скептицизма) взгляды ученого отличало убеждение в априорной природе закона причинности. По его мнению, "мы должны рассматривать закон причинности как закон нашей мысли, предварительный всякому опыту", именно указанный закон заставляет нас с необходимостью относить свои чувственные представления к независимому от нашего сознания и от нашей воли источнику - объективной реальности.
Вместе с тем, в отличие от Шопенгауэра и Канта, Цертелев отрицал априорное происхождение категорий пространства и времени. Феномен времени выражает, по его мнению, непостижимую для сознания (в принципе имеющего дело лишь с "настоящим", "ставшим") сторону внешнего мира, а пространство - категория, изначально связанная с понятием движения, - отражает соответствие между многообразием, предоставляемым чувственным опытом, и единством как основополагающим принципом сознания (см.: Пространство и время как формы явлений // Вопросы философии и психологии, 1894. Кн. 23).
Попытку вывести мир в целом из одного, "абсолютного", принципа - материи, мысли или воли - Ц. считал философски несостоятельной, так же как и любой ответ на вопросы, что представляет собой бытие вне познающего и какова внутренняя сущность самого субъекта познания. Однако нравственный долг, равно как и др. человеческие ценности, оказывается философски осмысленным только в том случае, если за явлением признается некая постоянная и неизменная сущность.
Цертелев был противником исторического метода в философии, этике и праве. По его мнению, познание законов исторического развития невозможно, поскольку мы не знаем о последней, абсолютной цели этого развития, а, постулируя те или иные законы, мы тем самым условно помещаем себя в конечную точку исторического процесса. Отсюда человеческие представления о характере этого процесса неизбежно оказываются ложными или относительными.
Таким образом содержание собственно философских взглядов Цертелева можно свести к следующему:
Невозможно определить истину или бытие, потому что эти понятия входят во всякое определение и предполагаются им. Взятые в их общности, они лежат вне сферы филос. знания, не говоря уже о положительном. Критерием истины может быть только очевидность. Динамизм сам по себе не только не в состоянии объяснить видимый мир, но даже и его чисто механическое строение. Что такое внутренняя сущность познающего, мыслящего, хотящего субъекта, этого мы сказать не можем, так же как не можем сказать, что такое, независимо от нашего познания, сущность познаваемого материального мира. Эти вопросы сами по себе несообразны, т.к. сводятся к вопросу, что такое непознаваемое.
Напрасны были бы старания понять первое начало всего сущего: есть вопросы, которые выходят из пределов не только научного и философского познавания, но даже и религиозных верований. Религия, филос. и наука имеют свои неотъемлемые области и потому мирно могут ужиться между собой. Долг, уважение к личности, солидарность всего человечества - все это может иметь какой-либо смысл только там, где за явлением признается еще нечто др., постоянное и неизменное, т.е. там, где подразумевается метафизика («ИНФ». С.579).
Как политический мыслитель Цертелев примыкал к консервативному лагерю, был убежденным сторонником самодержавия, отстаивал приоритетное право дворянского сословия на управление государством, доказывал необходимость ограничения свободы слова и пропаганды в интересах общественного порядка. В отличие от Соловьева Цертелев, близкий консервативному утилитаризму в духе Каткова, считал неправильным перенесение христианских принципов в области права и политики. Высшим религиозным принципом является, по Цертелеву, идея любви, принципом права - идея справедливости, политическая жизнь определена идеей общей пользы. Руководствуясь лишь последним принципом, а не идеей естественных прав личности, государство может предоставлять политические свободы гражданам, таким образом Цертелев стоял на позициях умеренного консерватизма, признавая возможность и необходимость политических свобод в обществе при условии незыблемости государственных устоев.
Источники биографии:
Межуев Б. В. Цертелев [Текст] / Б. В. Межуев // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 600-601;
Алексеев А. П. Цертелев [Текст] // П. В. Алексеев. Философы России XIX – XX столетий. Биографии, идеи, труды / А. П. Алексеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 1052-1053;