ИЛЬИН Иван Александрович

 

Иван Александрович Ильин

(28.3/9.4.1883 — 21.12.1954) — правовед и религиозный философ. Родился в Москве в семье присяжного поверенного А.И. Ильина. Мать Ильина, урожденная Швейкерт фон Штадион, евангелистско-лютеранского вероисповедания, перешла после замужества в православие. Учился сначала в 5-й, а затем в 1-й Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1901 г. Как и все его братья (двое старших и один младший), пошел по стопам своего отца и поступил в Московский университет на юридический факультет, который окончил с дипломом первой степени в 1906 г.; был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1906 г. женился на Н.Н. Вокач (1882—1963), занимавшейся философией, искусствоведением, позже — историей, по взглядам — духовно близкой Ильину. В 1910—12 гг. жил за границей (Германия, Италия, Франция), где продолжил свою научную деятельность в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина; занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Л. Нельсона, Э. Гуссерля; собирал материалы и готовил диссертацию.

После возвращения из научной командировки в 1912 г. преподавал в Московском университете и в ряде высших учебных заведений Москвы. В 1918 г. защитил диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", за которую сразу получил две степени — магистра и доктора наук. В 1921 г. стал председателем Московского Психологического общества (вместо скончавшегося Л.М. Лопатина). После 1917 г. неоднократно арестовывался и в 1922 г. вместе с женой был выслан в Германию с большой группой ученых, философов и литераторов. В Берлине Ильин принял участие в создании центра русской культуры: в частности, был одним из организаторов, профессором и деканом Русского Научного института. Издавал журнал "Русский Колокол" (1926—30), читал лекции по русской культуре, был идеологом Белого движения.

Его деятельность не нашла одобрения у нацистской власти в Германии, в 1934 г. Ильин потерял работу, а в 1938 г. был вынужден бежать в Швейцарию, где обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне. Швейцарские власти запретили ему всякую политическую деятельность под страхом возвращения в Германию, он был лишен заработка и сам оценивал свое положение как "раба в демократическом государстве". В эти годы он писал в оснновном философско-художественные работы, завершал главные труды своей жизни, но не оставил и политическую философию, хотя вынужден был издавать свои политические статьи анонимно. Частые болезни не позволили ему закончить и издать все задуманное. Многие его произведения вышли в свет только после его смерти усилиями жены, учеников и друзей. Похоронен Ильин в Цолликоне.

Творческое наследие Ильина огромно. Оно насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций и большое количество писем. Работы Ильина группируются вокруг следующих тематических областей.

История философии и философских учений. Его исследования в этой области начались еще со студенческих (неопубликованных) и кандидатских работ: "Идеальное государство Платона в связи с его философским мировоззрением" (1903), «Учение Канта о "вещи в себе" в теории познания» (1905), «О "Наукоучении" Фихте Старшего издания 1794 г.» (1906—09), "Учение Шеллинга об Абсолютном" (1906—09), "Идея конкретного и абсолютного в теории познания Гегеля" (1906—09), "Идея общей воли у Жан-Жака Руссо" (1906—09), "Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fysei" (1906—09).

Его исследования были продолжены в критических обозрениях "Бердяев Николай. Новое религиозное сознание и общественность" (Юридическая библиография. Ярославль, 1907, № 1), "Булгаков Сергей. Карл Маркс как религиозный тип". (Там же, 1908, № 1—6), "Вл. Ильин. Материализм и эмпириокритицизм" (1909). "Идея личности в учении Штирнера" (1911), "Кризис субъекта в наукоучении Фихте Старшего" (1912), «Шлейермахер и его "Речи о религии"» (1912), "О возрождении гегельянства" (1912), "Философия Фихте как религия совести" (1914), "Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли" (1914), "Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли" (1914), "Проблема оправдания мира в философии Гегеля" (1916), "Логика Гегеля и ее религиозный смысл" (1916), "Учение Гегеля о свободе воли" (1917), "Учение Гегеля о морали и нравственности" (1917).

Последние 6 больших статей вошли в знаменитый двухтомник "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918). В нем Ильину удалось обнаружить в философском учении Гегеля «основную идею, скрывающую в себе "главное", то существенное, во имя чего это учение вынашивалось, созревало и находило в себе одеяние слов», но которой Гегель не посвятил ни отдельной книги, ни даже отдельной главы, хотя и пронес ее через все свое творчество. Это идея "спекулятивно-конкретного": «"Все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности" — вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля», — заключает Ильин.

Нужно заметить, что, написав столь фундаментальное исследование о Гегеле, Ильин никогда не был гегельянцем (вопреки расхожему мнению о нем), о чем он сам высказался во введении к немецкому переводу своей книги в 1946 г. Более того, ему как правоведу, ученику Н.И. Новгородцева понадобилось изучение Гегеля в связи с его философией права, о чем Ильин написал в первом тезисе своей диссертации: "Философия Гегеля есть целостное метафизическое учение, посвященное единому предмету и созданное единым методом. Исследование его философии права и государва должно начинаться с усвоения этой единой и общей метафизической основы". Последний, двадцать третий тезис диссертации гласил: "В таком понимании государства заложены глубокие трудности, которые имеют обнаружить кризис теодицеи, созданной Гегелем". Тем самым Ильину, как ученому-правоведу и государствоведу, пришлось не только обнаружить "неудачу" Гегеля в этом направлении, но и приступить к созданию своей собственной, не зависимой от гегелевской, системы и теории права и государства.

Философия права. Работа Ильина над проблемами философии права началась с кандидатского сочинения (неопубл.) "Проблема метода в современной юриспруденции" (1906—09), с его брошюр "Что такое политическая партия" (1906) и "Свобода собраний и народное представительство" (1906). Первой его научной работой была статья "Понятие права и силы" (1910, нем. вариант 1912). Затем им была написана глава книги-учебника "Общее учение о государстве" (1915), статья "О приятии права" (1916) и рецензия на книгу К.А. Кузнецова "Очерки по истории права".

После февральской революции он издал в "Народном праве" пять брошюр: "Партийная программа и максимализм", "О сроке созыва Учредительного Собрания", "Порядок или беспорядок?", "Демагогия и провокация" и «Почему "не надо продолжать войну"?», в которых были сформулированы идеи правового государства. В 1919 г. он закончил свой фундаментальный труд "Учение о правосознании", который под другим названием был опубликован его вдовой в 1956 г. Ильин относил право к духовной сфере.

Его установку можно обозначить как православно-христианскую, относящую право (естественное) к тайне творения Господня и замыслу Бога о человеческом обществе. Согласно Ильину, законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности, — это нормы, или правила, указывающие человеку искомый им лучший путь его внешнего поведения. При выборе способа своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы и Бога свободы) человек бывает всегда "прав", если он следует в русле этого установленного пути, и "неправ", если он его не придерживается. Поэтому создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу, хотя и возможно, но всегда обречено на неудачу.

Ильин сформулировал три "аксиомы правосознания", лежащие в основе правовой жизни любого народа — те "основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования": "закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания". Первое, что отличает настоящего гражданина, — это свойственное ему чувство собственного духовного достоинства. Он чтит духовное начало в самом себе, свою религиозность, свою совесть, свой разум, свою честь, свои убеждения, свое художественное чутье. Второе — это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он, гражданин, есть некий ответственный самоуправляющийся волевой центр, истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и поэтому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы твердыня государственности, носитель верности и самообладания, гражданственный характер.

Третье, что отличает настоящего гражданина, это взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с его государственной властью. Эти аксиомы, как и все учение о правосознании, — "живое слово" о той духовной атмосфере, в которой нуждается право и государство для своего процветания. Аналогично этому разработанные им аксиомы власти, вместе с его теорией "свободной лояльности", являются источниками "правильной политической жизни". Теории государства и политического устройства посвящены многочисленные статьи и лекции, а также двухтомник "Наши задачи" (1956) и незаконченный труд "О монархии и республике" (1978). Для его позиции убежденного монархиста характерно то, что он всегда оставался "непредрешенцем", считал, что навязывать народу, разучившемуся иметь царя, монархию неосмотрительно и вредно.

Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем "национальной диктатуры". В связи с этим в его творчестве значительное место занимает рассмотрение вопросов истинного патриотизма и национализма, который он определил как любовь к духу своего народа. Еще в 1914—15 гг. он прочитал свою знаменитую лекцию "Об истинном патриотизме", основные идеи которой позднее вошли в книгу "Путь духовного обновления" (1937).

Нравственная философия. Этим проблемам посвящены его работы "О любезности. Социально-психологический трактат" (1912), "Основное нравственное противоречие войны" (1914), "Духовный смысл войны" (1915) и особенно знаменитая книга "О сопротивлении злу силою" (1925), вызвавшая полемику как в России, так и за рубежом. На двуединый вопрос: "Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?" Ильин ответил так: "Физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотическою обязанностью человека, и тогда он не вправе от них уклониться".

Религиозная философия. Ильин не принадлежал к плеяде последователей Вл. Соловьева, с которыми связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс начала XX в. Предметом его внимания был внутренний нечувственный опыт, то, что называют духом (надо заметить, что Ильин при этом не был спиритуалистом, подобно Л.М. Лопатину). «Дух, по Ильину, есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое "самое главное" — и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, — но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического "осознания" состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа» (см. "Аксиомы религиозного опыта", т. 1. Париж, 1953).

Для постижения духовных сущностей Ильин использовал метод Гуссерля, который понимал так: "Анализу того или другого предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета". Его девизом было: "primum esse, deide agere, postemo philosophari" — «вначале быть, потом действовать, после этого философствовать». Вместе с тем он всегда пытался найти философско-духовному опыту ясное и точное словесное выражение. С другой стороны, Ильин жил в эпоху критики рационалистических и метафизических философских систем, в эпоху повышенного интереса и устремления к иррациональному, бессознательному. Эта тенденция отразилась и на нем.

Еще в 1911 г., будучи молодым, но уже уверенно входящим в философию человеком, он писал: "В настоящее время философия переживает тот момент, когда понятие прожило свое богатство, износилось и протерлось внутренне до дыры. И современные гносеологи напрасно выворачивают его, надеясь починить его как-нибудь или уповая на самочинное внутреннее зарождение в нем нового содержания. Понятие голодает по содержанию все сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, когда оно само несет в себе бездну; понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нем и с ним — вот чего оно хочет; философия должна вспыхнуть и разверзнуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, т.е. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность".

В книге о Гегеле Ильин показал, какую неудачу потерпела его грандиозная, тщательно разработанная система, когда столкнулась с иррациональным в истории. Реакцией на эту неудачу Гегеля стал пагубный крен в сторону иррационализма, индивидуализма, персонализма, позднее — психоанализа. Ильин, следуя православной традиции, с ее четким различением тварного и нетварного, стремился достичь в своем учении равновесия и сочетания духа и инстинкта, законов природы и законов духа, и это представляется центральным местом его религиозной философии.

Несоответствие и соответствие между духом и инстинктом позволили Ильину усмотреть причину мирового духовного кризиса, в т.ч. источник революций и разрушений и вместе с тем увидеть и указать путь оздоровления и возрождения России. Этот универсальный подход исследователь его творчества В. Офферманс расценил как мессианскую идею, выразив это в названии своей книги: «"Человек, обрети значительность!" Дело жизни русского религиозного философа Ивана Ильина — обновление духовных основ человечества».

Эстетика, философия художества и литературная критика. Эстетическая установка Ильина была вне так называемого серебряного века и имела другой источник. Для него "красота" не была ее центральным пунктом или единственным предметом. Во главу угла он ставил художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину — художественное совершенство, которое внешне может быть лишено "красоты". Искусство для него — "служение и радость". А художник — "прорицатель", он не творит из ничего, а творчески созерцает духовное, невидимое и находит ему точное словесное (или любое другое, в зависимости от вида искусства) выражение; художник есть сочетание гения (духовно созерцающего) и таланта (одаренного исполнителя). Он написал две эстетические монографии и большое количество лекций о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом, Бунине, Ремизове, Шмелеве, Мережковском, Метнере, Шаляпине и др.

Наконец, следует выделить главный предмет философского исследования Ильина, ради которого он написал все остальное, — это Россия и русский народ. Этой теме посвящены такие его работы, как брошюры "Родина и мы" (1926), "Яд большевизма" (1931), "О России. Три речи" (1934), "Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера" (1937), "Пророческое призвание Пушкина" (1937), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Советский Союз не Россия" (1949); созданный им журнал "Русский Колокол" (1927—30); книги — "Мир перед пропастью. Политика, экономика и культура в коммунистическом государстве" (1931, на нем.), "Сущность и своеобразие русской культуры" (1942, на нем.), "Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований" (1945, на нем.), "Наши задачи" (1956).

Это не полный перечень написанного Ильиным о России, о ее истории, о ее будущем, о русском народе с его сильными и слабыми сторонами. Религиозные установки и прафеномены русской православной души Ильин обозначил так: "Эти установки суть: сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть равно как воля к совершенству во всем; вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы. Кто образно представит себе хотя бы один из этих прафеноменов православия, т.е. по-настоящему проникнется им, и прочувствует, увидит его, тот получит ключ к русской религии, душе и истории".

Соч.: Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1; Т. 2, кн. 1; 1994. Т. 2, кн. 2; Т. 3; Т. 4; 1995. Т. 5; Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918. Т. 1—2; Религиозный смысл философии. Париж, б.г. (1925); О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925; Основы художества. О совершенном в искусстве // Рус. Акад. изд-во в Риге. Рига, 1937; Ich schaue ins Leben. Ein Buch der Besinnung (Я вглядываюсь в жизнь. Кн. раздумий), 1938 (2-е изд. 1939); Das verschollene Hers. Ein Buch stiller Betrachtungen. (Поющее сердце. Кн. тихих созерцаний). Bern, 1943; Blick in die Feme: Ein Buch der Einsichten und der Hoffnugen (Взгляд вдаль. Кн. размышлений и упований) // Zurich, 1945; Аксиомы религиозного опыта: Исследование. Париж, 1953. Т. 1, 2; О сущности правосознания. Мюнхен, 1956; О тьме и просветлении. Кн. худож. критики. Бунин-Ремизов-Шмелев. Мюнхен, 1959; Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962; О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

Лит.: Полторацкий Н.П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И.А. Ильина // Рус. лит-pa в эмиграции. Питтсбург, 1972; Он же. И.А. Ильин; Жизнь, труды, мировоззрения. Нью-Йорк, 1989; Offermanns W. Mench. werke wesentlich; Das Lebenswerk des russi-schen religiosen Denkers Ivan Iljin fur Emeuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. ("Человек, обрети значительность!" Дело жизни рус. религ. философа И.Ильина — обновление духовных основ человечества // Erlangen, 1979; Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // ВФ. 1991, № 5; Он же. И.А. Ильин. Ист.-биогр. очерк // Собр. соч. И.А. Ильина: В 10 т. М., 1993. Т. 1; Он же. Библиогр. // И.А. Ильин. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2; Евлампиев И.И. Философские и правовые взгляды И.А. Ильина // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. М., 1992. № 3; Он же. "Драма творящего духа": Бог и человек в философии И. Ильина // Ступени. СПб., 1992, № 3(6); Grier Philip T. The Speculative. Concrete: I.A. Il'in's Interpretation of Hegel // Hegel and Hermeneutics / Ed. Shaun Gallagher. N.Y., 1994; Idem. The complex legacy of Ivan Il'in // Russian thougut after marxism: The re-discovery of Russia's intellectual roots // Ed. James P. Scaulan. 1994; Полемика вокруг идеи И.А. Ильина [О сопротивлении злу силою] Pro et contra // Собр. соч. И.А.И. в 10 т. М., 1994. Т. 5.

Ю. Лисица

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter