Дома по улице Арбат:
Для перехода к просмотру информации по каждому дому, кликните мышкой на выбраный Вами номер дома.

Дом №23

В 1830-х гг. в особняке проживал Д.Н. Бантыш-Каменский, историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли»; в 1841—1842 гг. — А.С. Хомяков, у него бывал Н.В. Гоголь. С 1879 по 1901 гг. дом принадлежал популярному московскому юристу В.М. Пржевальскому, ректору «Юридического вестника». Здесь останавливались его братья: путешественник и исследователь Н.М. Пржевальский и математик Е.М.Пржевальский, автор «Таблиц логарифмов». Нынешний дом построен в 1902 г. архитектором Н.Г. Лазаревым и принадлежал потомственной дворянке Е.Е. Веселовской. Здесь, у своей матери, много лет прожил известный историк С.Б. Веселовский. В разные годы здесь жили: скульптор С.Т. Коненков и художники братья П.Д. и А.Д. Корины. После посещения А.М. Горьким мастерской братьев он сразу же пригласил их в Италию.

КОРИН Павел Дмитриевич
Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных работы М.В.Нестерова.

Корин

Павел Дмитриевич Корин родился 8 июля 1892 г. в селе Палех Владимирской губернии. Впервые cело Палех появляется в официальных документах первой половины XVII в. в связи с образованием школы иконописцев. Уже тогда семья Кориных занималась иконописью, о чем свидетельствуют «автографы» на иконах и записи в домовых книгах.

Жизненная стезя художника была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 году становится помощником Михаила Васильевича Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая «встреча» — с творчеством Александра Андреевича Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

В 1916 году Корин заканчивает Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели. В 1918—1925 годах, в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.

В 1925 году Корин обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным Павел Корин задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха. Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал «Реквием». Одновременно художник создает первую крупную работу — панорамный пейзаж «Моя родина» (1928). Это вид на Палех издали.

Работа над этюдами к большой картине — «Реквием» — заняла десять лет. Одним из первых был создан эскизный портрет митрополита Трифона (Туркестанова), фигуру которого художник планировал поместить в центре композиции. Последний портрет — митрополита Сергия, будущего патриарха — написан в 1937 году. Исполненные с редкой для искусства XX века пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь — от нищего до высших церковных иерархов — предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но каждый обладает индивидуальным характером.

В 1931 году мастерскую Корина неожиданно посещает Максим Горький. От него картина получила новое название — «Русь уходящая», что исказило первоначальный замысел, но и «прикрыло» художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная.

После смерти Горького в 1936 году обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз показывает, что «Русь уходящая» могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 года, исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. Это Церковь, «уходящая» в вечность.

По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 году. Среди портретируемых — М.В. Нестеров, Алексей Николаевич Толстой, актеры В.И. Качалов, Л.М. Леонидов. При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов — защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России — привлекают Корина. Таков Александр Невский — центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), — в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель — защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу — завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, — Корину не удалось.

Наиболее известные работы: триптих «Александр Невский», портреты Жукова и Горького.

Центральным, но так и не оконченным, полотном Павла Корина считается «Реквием» («Русь уходящая»).

Среди монументальных работ художника — мозаичные плафоны на станции «Комсомольская» кольцевой линии метро, витражи станции «Новослободская», мозаики станции «Смоленская».

Обширная коллекция икон, собранных Кориным, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.

Признание

1954 — Государственная премия СССР за мозаичные панно для станции метро «Комсомольская-кольцевая»; избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1958 — Народный художник РСФСР; избран действительным членом Академии художеств СССР.

1962 — Народный художник СССР.

1963 — Ленинская премия за портреты М.С. Сараяна, Р.Н. Симонова, Р. Гуттузо, Кукрыниксов.

1967 — Орден Ленина.

Умер 22 ноября 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1968 году в Москве открыт Дом-музей П.Д. Корина (адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, д. 16, флигель 2), ныне — филиал Государственной Третьяковской галереи.

Источник: wikipedia.org

Раздел подготовлен по материалам книги:

Левин И.И. Арбат: Один километр России. — М.: Галарт, 1993. — 183 с.

С использованием:

"Ты течешь, как река...": Памятные места старого Арбата // Арбатские вести. — 2008. — №17 (199). — С. 6.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter