Дома по улице Арбат:
Для перехода к просмотру информации по каждому дому, кликните мышкой на выбраный Вами номер дома.

Дом №13

Доходный дом конца XIX в. В разные годы жили: оперная артистка Э.К. Павловская — солистка Большого театра, о которой лестно отзывался П.И. Чайковский, в 1905—1907 гг. — художник А.В. Моравов, академик Академии художеств СССР.

ПАВЛОВСКАЯ (урождённая Берман), Эмилия Карловна

Павловская

[28.VII(9.VIII).1853—23.III.1935], русская советская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано) и вокальный педагог. Музыкальное образование получила в петербургской консерватории у Эверарди. Дебютировала в итальянской труппе на острове Мальте с большим успехом. В конце семидесятых годов была в Киеве любимицей публики. Позднее с успехом пела в Москве и Петербурге. В конце 80-х оставила Мариинский театр и переселилась в Москву, где ее муж, оперный певец, получил место помощника режиссера при опере. В исполнении Павловской было много творчества и артистического вдохновения. Репертуар Павловской был чрезвычайно обширен.

Заслуженная артистка Республики (1925). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Герой Труда. Жена С. Павловского. В 1867 (в некоторых источниках 1866) по рекомендации А. Рубинштейна поступила в Петербургскую консерваторию (кл. фортепьяно Г. Кросса, с 15 лет — кл. пения К. Эверарди). Выступала в качестве пианистки в ученических концертах, а также работала концертмейстером в классе К. Эверарди. В 1873 по окончании консерватории уехала совершенствоваться в вокальном искусстве в Милан и в декабре того же года дебютировала (вместе с мужем) в «Бал-маскараде» (г. Кремо, близ Милана). В 1874 выступала в Равенне, Турине, а затем в труппе итальнской оперы в Ла-Валетте (о-в Мальта), где пела до 1876. В 1876—79 солистка Киевской оперы (антр. И. Сетова), в 1880—83 выступала в Одессе и Харькове (антр. П. Медведева), Тифлисе (1882—83, антр. И. Питоева). В 1883—85 и 1888—89 солистка московского Большого театра, в 1885—88 — петербургского Мариинского театра. В 1888 гастролировала в Харькове (антр. С. Мамонтова), в 1892 — в Киеве. В 1921 выступала в московской Опере С. Зимина. Обладала гибким, сильным (с горловым оттенком) голосом «жидковатого» тембра и широкого диапазона, в совершенстве владела колоратурной техникой. Исполнение отличалось высокой культурой пения и исключительной выразительностью. Репертуар включал 53 роли (колоратурные, драматические и меццо-сопрановые партии). Первая исполнительница партий: Ядвиги («Илья Муромец, или Русские богатыри»), Марии («Мазепа» П. Чайковского), Корделии («Корделия»; 1-я ред.), Тамары («Тамара»), Адели («Гарольд»), Кумы Настасьи («Чародейка»); в Мариинском театре — Татьяны («Евгений Онегин»); на русской сцене — Дездемоны («Отелло» Дж. Верди), Манон («Манон», присутствовавшему на премьере Ж. Массне понравилось исполнение певицы), Маргариты («Мефистофель»). Лучшие партии: Мария («Мазепа» П. Чайковского), Татьяна (одна из лучших исполнительниц этой партии в России), Маргарита («Фауст»), Манон, Аида, Валентина, Виолетта, Кармен (чередовалась с М. Славиной). В критике отмечалось исполнение певицей партии Виолетты: «Эту роль она играла как первоклассная драматическая артистка, равной которой в опере я не видел за всю свою долгую театральную деятельность»
(В. Шкафер). Об исполнении партии Кармен писали: «Игра Павловской была очень нервная, тонкая и отделанная, концепция роли очень обдуманная и талантливая; видно было, что много читано и изучено, внесено много оригинального и своеобразного». (СПб. ведомости, 1885. № 280). Другие партии: Надежда («Аскольдова могила»), Антонида, Людмила («Руслан и Людмила»), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Лиза («Пиковая дама»); Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Норина, Амина, Амелия, Джоконда, Елена («Мефистофель»), Брунгильда («Гибель богов»). Партнеры: Б. Корсов, И. Мельников, И. Прянишников, Ф. Стравинский, Д. Усатов, Н. Фигнер. Пела п/у У. Авранека, 
И. Альтани, Э. Направника, А. Рубинштейна, П. Чайковского. Павловская была дружна с Чайковским (познакомилась с ним зимой 1883). Композитор считался с мнением артистки (некоторые изменения в оперные партии внесены им по совету Павловской). Сохранившаяся между ними переписка отражает их творческое содружество, особенно в период создания «Чародейки» (Чайковский писал роль Кумы в расчете на вокальные и сценические возможности Павловской, однако, по его мнению, эта партия певице не удалась). Талант артистки высоко ценил Ж. Массне, по приглашению которого в апреле 1884 она уехала в Париж, где проходила с ним партию Саломеи для намеченной постановки «Иродиады» в Брюсселе, однако из-за болезни мужа была вынуждена вернуться в Россию. Выступала в концертах в Петербурге, Москве, Киеве (1876, 1878), гастролировала по России в 1883 (с пианисткой М. Михайловской) и в 1889 (с композитором Г. Коргановым). С особым успехом исполняла романсы Чайковского (современники отмечали эмоциональную точность их интерпретации). Композитор посвятил певице романс «Не спрашивай» (1884; ор. 57 № 3). Камерный репертуар включал также произведения других русских композиторов (в т. ч.
М. Глинки), романсы Ж. Бизе. Павловская была в дружеских отношениях с актерами
Т. Сальвини, С. Бернар, художником И. Айвазовским. Большое впечатление ее пение произвело на А. Чехова, с которым певица познакомилась в 1888. Оставив сцену в 1892, занялась педагогической деятельностью. С 1895 вела оперный класс для молодых артистов в московском Большом театре. Ученики: Е. Азерская, К. Антарова, 
Л. Балановская, Н. Ван-дер-Вейде, Н. Ермоленко-Южина, Е. Збруева, Е. Муравьева, 
А. Нежданова, Н. Папаян, Н. Салина, А. В. Свешников, Д. Смирнов, Л. Собинов, 
Е. Степанова, X. Толкачев, С. Трезвинский, М. Турчанинова, Е. Хренникова, 
М. Цыбушенко, В. Эйген. В 1925 организовала Оперный коллектив.

Соч.: Из моих встреч с П.И. Чайковским // Воспоминания о П.И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е.Е. Бортникова, К.Ю. Давыдова, Г.А. Прибегина. — М., 1973. С. 172—175; Автобиография (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, № 205.

Лит.: Коpганов Г.Э. К. Павловская // Баян. 1888. № 7; Погожев В.П. Воспоминания о П.И. Чайковском // Чайковский: Воспоминания и письма. — Пг., 1924; Жегин Н. П.И. Чайковский и Э. Павловская // Сов. музыка. 1934. № 8; Рукавишников Н. Памяти большой артистки // Сов. артист. 1936. № 14; Шкафеp В.П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 99—101; П.И. Чайковский и Э.К. Павловская. (Письма) // Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940; Балабанович Е.3. Чехов и Чайковский. — М., 1970. С. 77—79; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 231—235, 290—292; Лемешев С. Путь к искусству. — М., 1974. С. 167—170, 360; Коpабельникова Л. Э.К. Павловская // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1978. — М., 1977. С. 124—125.

Источник: biografija.ru

Раздел подготовлен по материалам книги:

Левин И.И. Арбат: Один километр России. — М.: Галарт, 1993. — 183 с.

С использованием:

"Ты течешь, как река...": Памятные места старого Арбата // Арбатские вести. — 2008. — №17 (199). — С. 6.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter