Дома по улице Арбат:
Для перехода к просмотру информации по каждому дому, кликните мышкой на выбраный Вами номер дома.

Дом №7

Вначале под этим номером располагались два строения, соединенные каменными воротами. Они появились после пожара 1812 г. В 1863 году в нем открылась одна из первых частных библиотек города — «Библиотека для чтения» Кашкадамовой, а с ноября 1865-го ею владела «девица из дворян» М.Н. Тургенева. В 1875 г. библиотека была опечатана полицией, так как в ней было «много сочинений политических преступников», — как сообщал полицейский пристав, — А.Н. Радищева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.П. Огарева, М.Л. Михайлова, Ткачева, Прыжкова. В 1906 г. в доме помещался Московский союз текстильщиков и других профессиональных организаций (маляров, строителей и др.), но они пробыли здесь недолго. В 1907 г. в здании обосновался кинотеатр «Паризьен», где побывал Л.Н. Толстой. Сопровождавший писателя композитор А.Б. Гольденвейзер свидетельствовал: «Он был поражен нелепостью представления и недоумевал, как это публика наполняет множество кинематографов и находит в этом удовольствие». В начале 1918 г. вместо кинотеатра появилась вывеска «Литературный особняк», учредителем которого выступала литературная организация. Здесь бывали как известные, так и начинающие поэты. Так, читал свою поэму «Пугачев» С. Есенин, бывал А. Блок и др. Через год здесь обосновался небольшой театр «Мастфор» («Мастерская Н.М. Фореггера»), студия которого совмещала на сцене музыкальные представления с цирковыми номерами и танцами. Газеты писали, что «хозяин был мастером театрального шума, эксцентрик, жонглер и фокусник». Это был театр нетрадиционный, экспериментальный. Здесь сделали свои первые самостоятельные шаги никому тогда не известные Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. Спектакли оформлял один из организаторов Объединения революционных плакатистов, художник «Окон РОСТа» Н.Ф. Денисовский. В доме долгие годы располагались магазины «Лён», «Колбасы», «Ткани».

ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович

Юткевич

(1904—1985), русский кинорежиссер, художник, теоретик кино. Народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974). Родился 15 (28) декабря 1904 в Петербурге. В 1917—1923 работал как художник, режиссер и актер в театрах Киева, Севастополя и Москвы. В 1921—1923 учился в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и в Государственных Высших режиссерских мастерских под руководством
Вс.Э. Мейерхольда. Работал художником театральной мастерской Н.М. Фореггера («Мастфор»), где оформил ряд спектаклей с С. Эйзенштейном.

В 1922 Юткевич вместе с Г. Козинцевым, Л. Траубергом и Г. Крыжицким выпустил манифест Эксцентризм, ставший теоретической платформой «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС). В кино пришел как художник, создав декорации к фильмам «Предатель» и «Третья Мещанская» А. Роома. Режиссерским дебютом Юткевича в кино стала короткометражка «Даешь радио!» (совм. с С. Грюнбергом) — эксцентрическая комедия из жизни беспризорников. Был принят художником на 1-ю Московскую Госкинофабрику, а вскоре стал режиссером и возглавил «Экспериментальный киноколлектив Юткевича». В Москве, в 1928, Юткевич поставил свою первую полнометражную картину — «Кружева». Вязь причудливо смонтированных кадров делала весь зрительный ряд картины похожим на «кружево». То же сочетание эстетского формализма и плакатной агитации было свойственно и фильму «Черный парус».

С 1928 Юткевич начинает работать на «Ленфильме» (руководит Первой киномастерской). В фильме «Златые горы» основой сюжета которого стала история крупного завода. Заводская тема находит продолжение во «Встречном» (1932, совместно с Ф. Эрмлером), где режиссерское образное мышление, богатая звуковая партитура (музыка Д. Шостаковича), прекрасная актерская игра (прежде всего, 
В. Гардина и Б. Тенина) поднимают сюжет о борьбе за выполнение плана до уровня высокой реалистической драмы.

В 1938 Юткевич ставит свой первую картину из цикла фильмов о Ленине («Человек с ружьем»). В своем следующем фильме о деятелях революции («Яков Свердлов», Государственная премия, 1941) он порой переходит грань, за которой реалистический характер превращается в «иконописный» образ.

В 1938—1944 Юткевич был режиссером и художественным руководителем киностудии «Союздетфильм», в 1939—1946 — главным режиссером Ансамбля песни и пляски НКВД. В годы войны принимал участие в создании Боевых киносборников, в эвакуации (в Сталинабаде) поставил сатирическую антифашистскую комедию «Новые похождения Швейка». Документальный фильм «Освобожденная Франция» (1944) с монтажным переосмыслением нацистской кинохроники в чем-то предвосхитил стиль авторской кинопублицистики 1960-х годов (Ромм).

Вскоре после войны Юткевич приходит работать в основанный академиком Грабарем Институт истории искусств и одновременно продолжает свою режиссерскую карьеру. Его биографические фильмы начала 1950-х годов («Пржевальский», «Великий воин Албании Скандерберг») носят явный отпечаток «сталинского ампира» в кино, однако масштабы и пышность исторической саги об албанском полководце высоко оцениваются даже на Западе (премия и почетный диплом Международного кинофестиваля в Канне, 1954). Вместе с тем, международным успехом в полном смысле этого слова для Юткевича становится экранизация трагедии Шекспира «Отелло» (премия МКФ в Канне, 1956). Режиссер отходит от привычных для советского кино канонов «фильма-спектакля» во всех главных элементах постановки — в работе с актерским ансамблем (где выделялся С. Бондарчук), творческом взаимодействии с оператором Е. Андриканисом или собственно в режиссерских монтажных метафорах.

В большинстве своих последующих фильмов: в «лениниане» («Рассказы о Ленине»; «Ленин в Польше», Государственная премия, 1967; «Ленин в Париже», Государственная премия, 1983) или поисковых, анимационно-игровых фильмах по мотивам Маяковского («Баня», «Маяковский смеется») Юткевич пытался решить почти неразрешимую задачу: сохраняя верность идеологической догме, за счет формальных новаций сделать последнюю более «человечной» и исторически-аргументированной. Исключением стала лирическая драма о жизни и любви А.П. Чехова («Сюжет для небольшого рассказа»), поставленная совместно с французскими кинематографистами.

Начиная с конца 1920-х годов Юткевич занимался преподавательской деятельностью, в 1938—1941 заведовал кафедрой актерского мастерства ВГИКа (с 1939 — профессор), в дальнейшем неоднократно набирал режиссерские мастерские, вел занятия на Высших режиссерских курсах. Работая в Институте истории искусств (1947—1949, 1956—1973) и ВНИИ киноискусства (1974—1985), углубленно изучал проблемы теории кино, написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства (Контрапункт режиссера, 1960; Шекспир в кино, 1973; Модели политического кино, 1978). В 1982, на МКФ в Венеции, ему была присуждена премия «Золотой Лев» за вклад в мировое киноискусство.

Умер Юткевич в Москве 23 апреля 1985.

Источник — www.krugosvet

Раздел подготовлен по материалам книги:

Левин И.И. Арбат: Один километр России. — М.: Галарт, 1993. — 183 с.

С использованием:

"Ты течешь, как река...": Памятные места старого Арбата // Арбатские вести. — 2008. — №17 (199). — С. 6.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter