170 лет со дня рождения Михаила Васильевича Соколова

Опубликовано: 23.10.2023
Оценка
(1 Голосовать)

В 2023 году у «Дома Лосева» есть еще один юбилей, 170-летие рождения Михаила Васильевича Соколова, отца Валентины Михайловны Соколовой (Лосевой), жены Алексея Федоровича Лосева. Мы знаем, что он родился в 1853, предположительно осенью, учитывая, что крещен в честь архистратига Михаила, 21 ноября.

Вспомним этого замечательного человека.Вот что пишет о нем и о семействе Соколовых Аза Алибековна Тахо-Годи в книге «Лосев» (серия ЖЗЛ):

«Семья Соколовых жила размеренной, деловой, зажиточной жизнью. Вряд ли думали родители, что их единственная дочь Валя станет ученым-астрономом да еще выйдет за философа Лосева и обоим будет уготован путь в лагеря и многие другие испытания. Не к этому ее готовили, давая ей утонченное образование».

«…Он (Михаил Васильевич Соколов) – владелец предприятия и магазина – лучшие щетки в Москве (сортов этих щеток было полторы тысячи, если не больше). Она – владелица модной дамской мастерской. Оба люди простые, из подмосковных крестьян, в детстве помнили крепостное право. Михаил Васильевич, по слухам, незаконный сын помещика. Оба, Михаил Васильевич и Татьяна Егоровна, искали счастья в Москве и принадлежали к купеческому сословию, набиравшему силу, но задавленному революцией…»

«…с 1903 года Соколовы переехали на Воздвиженку, в дом Арманд, где можно развернуться – семь комнат на втором этаже, три – на антресолях, не считая других помещений: сараев, мастерской во дворе и жилья для мастеров. Вывеска у Татьяны Егоровны «Моды, платья и приданое» на русском и французском языках украшала дом 13 вместе с вывеской «Специальное щеточное заведение М. В. Соколова».

«Аттестат на открытие собственного дела супруги получили еще в 1893 году – Татьяна Егоровна и в 1896-м – Михаил Васильевич. Когда дочь Валя стала гимназисткой, Михаил Васильевич тоже продвинулся. Он получил диплом и нагрудный знак «Действительного члена попечительного Общества о трудовых приютах для увечных воинов и их семей» (1908), участвовал в аукционных выставках лошадей в Императорском Московском обществе сельского хозяйства (выставлял специальные щетки для чистки лошадей) и получил не только бронзовую (1903) медаль, но и большую серебряную (1904). Эти медали стали фигурировать на особенных фирменных бланках Михаила Васильевича, где было перечислено много всяких полезных вещей, изготовляемых в «Специальном заведении». 

« …на дворе 1917 год. Одни говорят – революция, другие – переворот, а в общем все одно – разбой. Страшно жить в большой квартире…появилось новое невиданное слово «уплотнение». Стали уплотнять квартиры буржуев, а попросту отнимать площадь и вселять братьев по классу, прихватывая заодно мебель, одежду, посуду – освобождали буржуев от излишков. Опасаясь разбоя, Соколовы вывесили билетик о сдаче комнаты. Может быть, попадется приличный человек. Он, как ни удивительно в это время, нашелся. Это был А. Ф. Лосев».

«События 1917 года оборвали деятельность супругов Соколовых. Постепенно приходилось отпускать мастеров и мастериц, ликвидировать деловую часть жизни и превращаться то в члена «Общества кустарей и ремесленников», то в члена «Кооперативной щеточной артели», пока наконец не стал старик Соколов «кустарем-одиночкой». Этот одиночка, однако, сохранял связи со своими мастерами, работа шла, и уже советская власть в Москве не могла обойтись без щеток Соколова. По сохранившимся счетам видно, что в нем нуждались все: нарком Военмор, Высший совет народного хозяйства, Отдел снабжения ВЦИК (в Кремле), больницы, Дом печати, Наркомат транспорта, Дом крестьянина, Ленинский райсовет, не говоря уже о посольствах. Щетки были всем нужны. Но любопытно, что в 1931 году, в самый разгар бурной деятельности кустаря (о чем повествуют бланки заказов), Михаил Васильевич получил отказ на просьбу о выдаче хлебных карточек. 18 апреля 1931-го (через год после ареста зятя, А. Ф. Лосева) 79-летнему старику отказали в карточках, как будто он лишенец, хотя налоги брали исправно. И в этот же день Ленинский райсовет сделал ему заказ на изготовление нескольких десятков щеток для натирки полов и вытирания ног посетителям райсовета. Советская власть наводила чистоту в своих высоких учреждениях, а хлеб старик пусть покупает по рыночной цене, нечего прибедняться…».

Отдельной благодарности заслуживают труды Михаила Васильевича и Татьяны Егоровны в помощи детям (Лосевым – Валентине Михайловне и Алексею Федоровичу), находящимся в лагерях на «исправительных работах», сначала в разных, позже в одном, на строительстве печально знаменитого Беломорско-Балтийского канала, там, где «врагов народа» перековывали в строителей коммунизма… В письмах Лосевы их так и зовут – папа и мама! Из переписки лагерных времен, А.Ф. Лосев родителям супруги:

«…Посылку вашу получил, за что шлю вам сердечную благодарность. Очень она меня поддержала, так как я здесь почти голодал; ничего тут кроме казенной еды…» … «Я разбил свои последние очки и совсем ничего не вижу…я прилагаю на бумажке рецепт своих очков…номер очень редкий…без них я совсем слепой». (В лагерях А.Ф. Лосев окончательно потерял зрение, вернулся инвалидом)

«…Целуем. Помолитесь. Пишите. Здоровы ли вы? Милые, родные старики. Хочется с вами пожить, дать вам отдохнуть, не работать».

После долгожданного освобождения из лагерей, только начинает налаживаться элементарная жизнь и быт, что там дальше в жизни, полной лишений... А дальше была война. В страшный для Москвы день бомбежки 12 августа 1941 года разрушен дом на Воздвиженке, где жили Соколовы. Лосева с Валентиной Михайловной не было. А старики сидели бок о бок на одном диванчике. Татьяна Егоровна Соколова погибла при взрыве, а Михаил Васильевич – чудо! – остался невредим. Любимую жену он переживет на 4 года…

Михаил Васильевич Соколов умер от рака пищевода 2 декабря 1945 году, прожил 92 года. В мемуарах «Жизнь и судьба» Аза Алибековна вспоминает о его последних днях жизни так: «Куда ни глянешь, груды рукописей, на подоконниках, по углам, а в закоулках каких‑то немыслимых, о, ужас — иконы разбитые. Кастрюли, чайники, посуда на полу, на табуретках, рядом у печки дрова навалены, уголь, и среди этого нагромождения разбитых осколков прежней жизни в глубоком кресле ясноглазый старец, Михаил Васильевич, отец Валентины Михайловны, тот, которого спасли из-под развалин дома. Добрые глаза смотрят ласково на девочку, как он сразу стал меня называть. Он и скончался при мне в декабре 1945 года, девяностодвухлетний, в полном разуме, от скоротечного рака пищевода, умер голодной смертью, а глаза смотрели с мучительно-терпеливой лаской и на дочь, и на меня, только еще начинавшую жить в свои двадцать два года, на ту, которая займет вскоре короткий диванчик (ноги можно поджать — это все пустяки), где он, Михаил Васильевич, почивал».

Похоронен Михаил Васильевич Соколов на Ваганьковском кладбище Москвы, недалеко от могил Алексея Федоровича, Валентины Михайловны и Татьяны Егоровны.

Вечная память+++

На фотографиях из архива Тахо-Годи:

М.В. Соколов в кругу родных, начало 1900-х гг. — крайний справа сидит Михаил Васильевич Соколов, над ним стоят справа Татьяна Егоровна Соколова с дочерью Валентиной и сыном Николаем.

Могила М.В. Соколова на Ваганьковском кладбище.

Материал подготовил О.В. Ефимов, редактор Е.А. Тахо- Годи.

 

Sokolov M 1 Sokolov M 2

Прочитано 681 раз
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter