Приглашаем на выставку "ГОГОЛЬ и ЛОСЕВ" - до 21 сентября

Опубликовано: 21.09.2022
Оценка
(2 голосов)

«Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев»

Выставка «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев» впервые в музейной практике делает попытку объединить творчество двух русских писателей и мыслителей, нашедших свой последний приют в интеллектуальном сердце Москвы: Гоголь – на Никитском бульваре; Лосев – на Арбате.


«Москва – моя родина», – писал Николай Васильевич Гоголь. На литографиях 1840-х годов издательского дома Дациаро из серии «Москва», представленных на выставке, запечатлен облик города, восстановленного после пожара 1812 года – это тот город, который видел Гоголь, и по которому так любил гулять. Рядом в витрине – уникальные изразцы до пожарной Москвы, найденные при реконструкции усадьбы на Никитском. С Москвой писателя связывали друзья, любимый Малый театр, множество творческих замыслов.


На выставке можно увидеть издания произведений Гоголя. «Размышления о Божественной Литургии» – сочинение, задуманное Гоголем ещё в 1845 году и дописанное незадолго до смерти в Москве. По одной из версий, беловые рукописи именно этого произведения писатель сжигал в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре. «Выбранные места из переписки с друзьями», изданные в 1847 году, наделали много шума и вызвали неоднозначный отклик среди читателей. Письма, собранные в книге, обращены в том числе к друзьям, с которыми Гоголь общался в основном в Москве: А. П. Толстому, М. П. Погодину, С. П. Шевырёву. Все эти предметы из коллекции Дома Гоголя.


Московская жизнь писателя неотделима и от Приарбатья. Для Гоголя – это и старинная усадьба Талызиных на Никитском бульваре, где он провел последние годы жизни, и Церковь Николы Явленного в Серебряном переулке, и дом на Сивцевом вражке, где в конце 40-х годов XIX века проживали Аксаковы, часто принимавшие у себя писателя. Этот дом на Сивцевом – в пяти минутах ходьбы от владения архитектора М.О. Лопыревского, выстроившего в середине XIX века на углу Калошина переулка и Арбата несколько зданий, в одном из которых (ул. Арбат, 33) в 1941 поселился Алексей Федорович Лосев. Философ прожил в этом доме почти полвека – до 1988 года, благодаря чему и заслужил оценку в молве московской интеллигенции «арбатского старца».


Гоголя и Лосева роднят не только приарабатская топография, значимая для обоих, не только параллелизм духовных исканий (Гоголь, как известно, думал о монашеском постриге, богословствовал в «Размышлениях о Божественной Литургии, философия Лосева-монаха имеет и религиозно-богословское измерение). Писателя и философа объединяет то, что в наследии обоих отразилось понимание мифа не как отвлеченной категории, но как, по слову Лосева, «самой жизни». Гоголь – признанный мастер мифопоэтики. Для философской системы Лосева понятие «миф» является ключевым. Отдельные рассуждения философа о феномене мифа обнаруживаются в книге «Очерки античного символизма и мифологии», а системный анализ этого понятия представлен в фундаментальном труде философа «Диалектика мифа».


В лосевской «Диалектике мифа» нашлось место и Гоголю. Так, например, именно в этом труде можно обнаружить размышления философа об образе Хомы Брута из «Вия». Лосев считает, что в этой повести Гоголь проявляет «не просто поэтическую, но именно мифическую интуицию, давая гениальным образом целую гамму мифических настроений».


Художественные произведения Гоголя были интересны Лосеву не только как философу, но и как писателю – ощущавшему своего рода преемственность по отношению к гоголевской литературной традиции. Образ «маленького человека» Лосева – героя повести «Метеор» – восходит и к творчеству Ф.М. Достоевского, и в то же время к повестям Н.В. Гоголя.


Художественному миру, созданному Гоголем, и философской системе, выдвинутой Лосевым, чуждо одностороннее понимание мифа как сказки или вымысла. Разницу между сказкой и мифом призваны высветить грампластинки с записями опер М.Глинки «Руслан и Людмила» и «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова. Пластинки из личной коллекции философа были недавно переданы его наследниками «Музею А.Ф. Лосева» и экспонируется впервые. Лосев, как и Гоголь, интересовался музыкой, что нашло отражение в философском трактате «Музыка как предмет логики». О «сказочном» измерении понятия «миф» напоминает аллегорический образ русалки, которым увенчан нож для разрезания бумаги из собрания музея. В качестве объединяющего философа и писателя зримого символа смыслопорождения выступает перьевая ручка, принадлежавшая Лосеву.


Продолжением экспозиции стала книжная выставка из фондов Дома Лосева «Н.В.Гоголь и А.Ф.Лосев. Мысли о вере», объединившая двух великих граждан Москвы любовью к Родине и верой. Книжная выставка расположена в конференц-зале на третьем этаже, её дополняют литографии Ю.И.Селивёрстова.

По билетам (150 руб.) КУПИТЬ БИЛЕТЫ... 

Выставка будет открыта до 20 сентября.  Ждём Вас на Арбате, 33!

Выставочный холл третьего этажа.

 

Прочитано 1143 раз
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter