«Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев»
Выставка «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев» впервые в музейной практике делает попытку объединить творчество двух русских писателей и мыслителей, нашедших свой последний приют в интеллектуальном сердце Москвы: Гоголь – на Никитском бульваре; Лосев – на Арбате.
«Москва – моя родина», – писал Николай Васильевич Гоголь. На литографиях 1840-х годов издательского дома Дациаро из серии «Москва», представленных на выставке, запечатлен облик города, восстановленного после пожара 1812 года – это тот город, который видел Гоголь, и по которому так любил гулять. Рядом в витрине – уникальные изразцы до пожарной Москвы, найденные при реконструкции усадьбы на Никитском. С Москвой писателя связывали друзья, любимый Малый театр, множество творческих замыслов.
На выставке можно увидеть издания произведений Гоголя. «Размышления о Божественной Литургии» – сочинение, задуманное Гоголем ещё в 1845 году и дописанное незадолго до смерти в Москве. По одной из версий, беловые рукописи именно этого произведения писатель сжигал в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре. «Выбранные места из переписки с друзьями», изданные в 1847 году, наделали много шума и вызвали неоднозначный отклик среди читателей. Письма, собранные в книге, обращены в том числе к друзьям, с которыми Гоголь общался в основном в Москве: А. П. Толстому, М. П. Погодину, С. П. Шевырёву. Все эти предметы из коллекции Дома Гоголя.
Московская жизнь писателя неотделима и от Приарбатья. Для Гоголя – это и старинная усадьба Талызиных на Никитском бульваре, где он провел последние годы жизни, и Церковь Николы Явленного в Серебряном переулке, и дом на Сивцевом вражке, где в конце 40-х годов XIX века проживали Аксаковы, часто принимавшие у себя писателя. Этот дом на Сивцевом – в пяти минутах ходьбы от владения архитектора М.О. Лопыревского, выстроившего в середине XIX века на углу Калошина переулка и Арбата несколько зданий, в одном из которых (ул. Арбат, 33) в 1941 поселился Алексей Федорович Лосев. Философ прожил в этом доме почти полвека – до 1988 года, благодаря чему и заслужил оценку в молве московской интеллигенции «арбатского старца».
Гоголя и Лосева роднят не только приарабатская топография, значимая для обоих, не только параллелизм духовных исканий (Гоголь, как известно, думал о монашеском постриге, богословствовал в «Размышлениях о Божественной Литургии, философия Лосева-монаха имеет и религиозно-богословское измерение). Писателя и философа объединяет то, что в наследии обоих отразилось понимание мифа не как отвлеченной категории, но как, по слову Лосева, «самой жизни». Гоголь – признанный мастер мифопоэтики. Для философской системы Лосева понятие «миф» является ключевым. Отдельные рассуждения философа о феномене мифа обнаруживаются в книге «Очерки античного символизма и мифологии», а системный анализ этого понятия представлен в фундаментальном труде философа «Диалектика мифа».
В лосевской «Диалектике мифа» нашлось место и Гоголю. Так, например, именно в этом труде можно обнаружить размышления философа об образе Хомы Брута из «Вия». Лосев считает, что в этой повести Гоголь проявляет «не просто поэтическую, но именно мифическую интуицию, давая гениальным образом целую гамму мифических настроений».
Художественные произведения Гоголя были интересны Лосеву не только как философу, но и как писателю – ощущавшему своего рода преемственность по отношению к гоголевской литературной традиции. Образ «маленького человека» Лосева – героя повести «Метеор» – восходит и к творчеству Ф.М. Достоевского, и в то же время к повестям Н.В. Гоголя.
Художественному миру, созданному Гоголем, и философской системе, выдвинутой Лосевым, чуждо одностороннее понимание мифа как сказки или вымысла. Разницу между сказкой и мифом призваны высветить грампластинки с записями опер М.Глинки «Руслан и Людмила» и «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова. Пластинки из личной коллекции философа были недавно переданы его наследниками «Музею А.Ф. Лосева» и экспонируется впервые. Лосев, как и Гоголь, интересовался музыкой, что нашло отражение в философском трактате «Музыка как предмет логики». О «сказочном» измерении понятия «миф» напоминает аллегорический образ русалки, которым увенчан нож для разрезания бумаги из собрания музея. В качестве объединяющего философа и писателя зримого символа смыслопорождения выступает перьевая ручка, принадлежавшая Лосеву.
Продолжением экспозиции стала книжная выставка из фондов Дома Лосева «Н.В.Гоголь и А.Ф.Лосев. Мысли о вере», объединившая двух великих граждан Москвы любовью к Родине и верой. Книжная выставка расположена в конференц-зале на третьем этаже, её дополняют литографии Ю.И.Селивёрстова.
По билетам (150 руб.) КУПИТЬ БИЛЕТЫ...
Выставка будет открыта до 20 сентября. Ждём Вас на Арбате, 33!
Выставочный холл третьего этажа.