Лекция писателя, лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры 2012 года, лауреата Бунинской премии (2011) Бориса Евсеева.
Цикл лекций проходит в рамках проекта "#Академия: премия литературных критиков и менторская программа поддержки молодых писателей" АНО "Библио ТВ" при поддержке Фонда Президентских грантов.
Бесплатно (по регистрации). ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ...
События в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/
Александр Иванович Куприн – человек баснословной судьбы. Даже среди русских писателей, не слишком-то жаловавших кабинетную жизнь, выделялся он авантюрной жилкой и склонностью к практическому освоению мира. Офицер и циркач, актёр и журналист, кочегар и псаломщик, продавец пудерклозетов и санитар в морге, отдавший этим профессиям многие годы жизни, он с небывалым пылом насыщал свои произведения бесценным личным опытом и острыми наблюдениями, затрагивавшими самые разные стороны былой российской действительности.
Сегодня с именем Куприна мы в основном связываем очень непростой и крайне важный рубеж ХIХ и ХХ столетий, а также промежуток между 1905 и 1917 годами. Это было время исторического надлома, время неопределённости и растерянности в общественной и политической жизни России. И огромная заслуга Куприна в том, что он ярко и самозабвенно противостоял беспросветности и упадничеству тех лет.
Конечно, и в те годы, и позже он не сторонился тёмных сторон жизни. Однако не было тогда писателя более светлого, по-детски наивного и в то же время справедливого по отношению ко всем сторонам тогдашнего быта! Именно поэтому в алмазный фонд русской литературы наравне с чудесными и возвышенными повестями «Олеся» и «Суламифь», рассказами «Гранатовый браслет», «Как я был актёром», «Изумруд», «Листригоны», вошли полные трагизма - «Анафема», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус» и др. А некоторые его повести – такие как «Поединок» и «Яма» – без малейшего преувеличения потрясли не только читающую Россию, но и Европу.
Ромен Роллан писал Куприну: «Я восхищен разносторонностью Вашего литературного гения и Вашей глубокой человечностью. Вы обладаете, редким и очень характерным даром, заставляя оживать на страницах книг целые сообщества людей. Это-то и говорит о Вас как о человеке, который может подняться над великими достижениями эпохи и видеть сквозь них. Читая ту или иную страницу „Ямы“, я распространял её смысл на всю Европу…»
И всё же, главным мотивом на протяжении всей жизни волновавшим Куприна была чистая, благоуханная, возвышенная и неумирающая любовь! Паустовский писал: «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это – тема любви…»
Однако не менее важным оказался для писателя и мотив «потерянного сердца». В одноименном рассказе Куприн написал о лётчиках, которые сообщили ему о теряемом в полётах сердце. Прочитав рассказ, понимаешь: выражение «потерянное сердце» – и о самом Куприне. «Потеряешь сердце – потеряешь жизнь, честь и славу», – так говорили в годы Первой Мировой войны гатчинские лётчики. Куприн не раз «терял» сердце, позволив ему перед этим биться слишком сильно: и когда в эмиграции стал писать заказную публицистику, и когда решил вернуться в СССР, и когда, вернувшись, попытался, но не смог писать о жизни, про которую ничего толком не знал.
Не слишком религиозный – хотя и писавший православные рассказы – Куприн, тем не менее трижды «спел» осанну: плотской любви, детям, животным. Но и трижды предал анафеме: сперва «ямы» капитала, затем постреволюционную, а после и эмигрантскую жизнь. По размаху таланта и живому, рельефно-образному языку, по неслыханной тонкости литературного обоняния, прицельности глаза и достоверности письма Куприн и сейчас не имеет себе равных. Поэтому бережное вчитывание-вживание в прозу Александра Ивановича станет сегодня для многих настоящим открытием времён ушедших и времён нынешних в чём-то с прошедшими сходных: иногда блеском всепокоряющей красоты, но чаще могильными стонами неостановимых войн.
Борис ЕВСЕЕВ