2 июня 2025 г. ушел из жизни Александр Николаевич Бабий (1943–2025),
рязанский педагог, художник, биограф выдающегося ученого Георгия Карловича Вагнера,
давний собеседник А. Ф. Лосева и друг «Дома А. Ф. Лосева».
На фото: А. Н. Бабий и А. Ф. Лосев.
Журналист Екатерина Кайер рассказывает:
«Александр Николаевич Бабий родился в 1943 году. Детство провел в Солотче. Как-то в беседе о Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре он говорил: «Там слева елка растет. Так ее Сашка Бабий еще школьником сажал». Александр Николаевич страстно любил и Солотчу, и Мещеру, воспетую Паустовским, и родную Рязань. Александр Николаевич Бабий, выпускник Рязанского художественного училища и Московского заочного пединститута, был автором практических разработок в области социализации детей-инвалидов, обращал внимание на проблему сохранения исторического архитектурного облика Рязани и современное применение лучших принципов дореволюционного образования. В 2015 году за свою педагогическую деятельность и возрождение духовности был удостоен памятной медали Нижегородской епархии. В 2018 году на съемках документального фильма «Я слишком много страдал, чтобы делать людям зло» он очень эмоционально рассказывал о выдающемся русском ученом, докторе искусствоведения, лауреате Государственной премии СССР, почётном гражданине Рязани Георгии Карловиче Вагнере.
Удивительная и глубокая дружба связывала ученого Вагнера и педагога Бабия. Георгий Карлович называл своего друга единственным его доброхотом в Рязани. Александр Николаевич помогал устраивать бытовые дела искусствоведа, собирать архивы, хранить материалы и переписку. Собственно, и идея документального фильма «Я слишком много страдал, чтобы делать людям зло» родилась после беседы с Александром Бабием. Александр Бабий был консультантом документальной ленты: он внимательно прослушивал голоса тех, кто будет за кадром озвучивать фрагменты книги Вагнера «Из глубины взываю». «Где вы нашли такого диктора, – восторженно восклицал он. – Это стопроцентное попадание в голос Георгия Карловича! Вот он также говорил: тихо, вкрадчиво, интеллигентно». Педагог был полностью вовлечен в процесс создания фильма. Но на премьеру приехать не смог. Несколько лет Александр Николаевич боролся с серьезной болезнью. Он всегда оставался оптимистом и ни на минуту не оставлял работу. Он писал статьи о русской культуре, работал над учебником по каллиграфии, занимался архивами Георгия Вагнера и вынашивал идею документального фильма о «трех великих немцах Рязани: Борисе Раушенбахе, Отто Бадере, Георгии Вагнере и их вкладе в развитие российской науки»».
Много сделал Александр Николаевич, нельзя не добавить, и для памяти на рязанской земле о замечательном отечественном музыковеде Юрии Николаевиче Холопове.