Внимание! Дом Лосева не обслуживает читателей и посетителей музея
29 апреля (выходной), 30 апреля (санитарный день), 1 мая (праздничный день), 6 мая (выходной), 9 мая (праздничный день).
Запланированные культурные мероприятия проводятся в выходные и праздничные дни в соответствии с афишей...

Внимание! Студенческий семинар 26 апреля отменяется (переносится на май). 
Концерт "Мир баяна" 27 апреля начнётся в 15:00. 
Спектакль "Жизнеописание мысли" 27 апреля отменяется.

Приносим извинения за возможные неудобства.

Подробная информация о билетах и посещении бесплатных событий...

Новые правила пользования: единый читательский билет и сервис бронирования библиотечных книг. Подробнее... 

 Пожалуйста, оцените качество услуг Библиотеки-музея "Дом А.Ф. Лосева"...

МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ...     МУЗЕИ, ПАРКИ, УСАДЬБЫ...      ПУШКИНСКАЯ КАРТА...    УРОК В МУЗЕЕ...

 

Школа мысли

 

Культурно-просветительные программы Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева»

в рамках проекта «Школа мысли» (Москва, ул. Арбат, д. 33)

1. Отечественная история и культура
1.1. Страницы из истории славянской письменности
(8-11 класс)
Интеракт. занятие с зад. для самост. работы 
история России, МХК, литература
Особенности древних памятников письменности (папирусы, пергаменные кодексы, бумажные книги). Основные виды письма средневековых манускриптов (кириллический устав, полуустав, скоропись). Книжные миниатюры. Русская палеография и её особенности на примере памятников традиционного содержания.
1.2. Библия в русской культуре
(9-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для сам. работы
история России, МХК, литература
Знакомство с библеистикой как специальной историко-филологической научной дисциплиной. История самых известных переводов Библии и отдельных её частей на различные языки. Церковнославянский текст и переводы библейских книг на русский язык в XIX—XXI вв. Влияние Библии на отечественную литературу и культуру
1.3. Знаки славы Отечества
(8-11 класс)
Интерактивное занятие с заданием для сам. работы
история России
Знакомство с фалеристикой как специальной исторической дисциплиной. История возникновения отечественных орденов, статуты и капитулы. Правила ношения орденских знаков и особенности награждений в дореволюционной России. Ордена на портретах Военной галереи Зимнего дворца.
1.4. Боевые награды Великой Отечественной
(8-11 класс)
Интеракт. занятие с зад. для самост. работы 
история России
Знакомство с фалеристикой как специальной исторической дисциплиной. Особенности советской наградной системы. Ордена и медали, учрежденные в годы войны. Наиболее известные кавалеры наиболее известных наград. Преемственность в наградной системе РФ.
1.5. Цензура и отечественная культура
(8–11 класс)
Интерактивное занятие
история России, литература, МХК
Возникновение института цензуры в античности и его исторические трансформации. История списков запрещённых книг (Index librorum prohibitorum) в европейских странах и «отречных книг» в России. Наиболее известные произведения
и авторы, оказавшиеся «под запретом». Особенности процесса исправления литературных, общественно-политических и учебных текстов.
2. История культуры
2.1. Античная мифология в искусстве этрусков
(9-11 класс)
Интерактивное занятие с зад. для сам. работы
история, МХК
Знакомство с исследованиями истории и культуры этрусков (этрускология), проводившимися несколько столетий учеными из разных стран на основе сохранившихся письменных свидетельств античных авторов и археологических памятников. Античные мифы и искусство этрусков. Этрусские некрополи. Этрусское искусство в музеях мира.
2.2. Из истории лицейского и гимназического образования в России
(7-11 класс)
Интерактивное занятие
история, МХК
Образование в античности и в средневековье. Ликей Аристотеля и Академия Платона. История Царскосельского лицея, его преподаватели, выпускники, учебные пособия. Дореволюционные классические гимназии: особенности обучения, форма, учебники.
2.3. Древние памятники письменности: дешифровка и чтение
(8-11 класс)
Интеракт. занятие с зад. для самост. работы
история, МХК, литература
Знакомство с эпиграфикой и палеографией. Древнейшие виды письменности. Сохранившиеся письменные памятники разных стран. Проблемы дешифровки древних письменностей (Египет, Крит, Апеннины). Общие и особенные черты средиземноморских алфавитных систем письма. Памятники античной и средневековой письменности Европы (типы письма, иллюминированные рукописи).
2.4. Афоризмы и афористика
(9–11 класс)
Интеракт. занятие с зад. для самост. работы
обществознание, МХК, литература
Знакомство с историей афоризмов и афористики. Афоризмы в античности и в современности; их отличия от сентенций, поговорок, народной мудрости и т.п. Некоторые особенности работы с афоризмами: язык оригинального текста, ирония, игра слов, художественная образность, роль контекста. Способы «раскрытия» (анализа) афоризмов при выполнении экзаменационных заданий по обществознанию.
2.5. Логика и аргументация
(9–11 класс)
Интерактивное занятие с зад. для сам. работы
обществознание
Знакомство с историей логики, риторики и эвристики (поиск решения теоретических и практических задач), а также с теорией аргументации. Наиболее распространённые ошибки в использовании понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Логические ошибки и уловки. Особенности теории аргументации.
2.6. Наука и антинаука
(9–11 класс)
Интерактивное занятие 
обществознание, история, МХК
Знакомство с особенностями научного метода и спецификой дисциплин гуманитарной сферы. Специальные исторические дисциплины (нумизматика, палеография, фалеристика и пр.). Способы изучения исторических источников. Трактовки исторических источников представителями «альтернативных» взглядов и их анализ с точки зрения научной методологии.
2.7.Олимпийские игры: история и современность
(7–11 класс)
Интеракт. занятие с зад. для сам. работы
история, МХК
Возникновение панэллинских Игр в античности. Виды состязаний Олимпийских игр и их история. Олимпийские награды, олимпионики и специфика античной хронологии. История современных олимпийских состязаний и особенности их организации. Олимпийские игры и искусство.
3. Кино и книга*
3.1. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
(8-11 класс)
Интерактивное занятие 
литература, МХК
Замысел и различные редакции повести «Шинель».
Особенности ономастики персонажей. «Фантастическая» составляющая в тексте. Детали художественных образов
в тексте и в экранизации. Варианты трактовки смыслового содержания повести. Вспомогательная литература.
3.2. Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор»
(8-11 класс)
Интерактивное занятие 
литература, МХК
История текста и различные редакции пьесы «Ревизор».  Культурно-исторический контекст произведения. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Аллегорические трактовки. Вспомогательная литература.

3.3. Экранизации произведений
А.С. Пушкина (обзор)

(5-7 класс)
Интерактивное занятие

литература, МХК

История экранизаций пушкинских произведений, начиная с эпохи дозвукового кино. Примеры игровых и мультипликационных экранизаций. Различные варианты экранизаций одного и того же произведения разными режиссерами и в разное время. Использование специальных технических и художественных приемов в экранизациях.

3.4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

(9-11 класс)
Интерактивное занятие

литература, МХК

История создания произведения и его культурно-исторический контекст. Исторические реалии, отраженные в повести. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Вспомогательная литература.

3.5. А.С. Пушкин «Пиковая дама»

(9-11 класс)
Интерактивное занятие

литература, МХК

История создания произведения и его культурно-исторический контекст. «Фантастическая» составляющая в тексте. Тема игры, судьбы и случая и их отражение в повести. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Вспомогательная литература.

3.6. А.П. Чехов «Дама с собачкой»

(10-11 класс)

Интерактивное занятие

литература, МХК

История создания произведения и его культурно-исторический контекст. Соотнесение с творчеством Л.Н. Толстого. Художественная обработка исторических реалий. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Вспомогательная литература.
3.7. Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце»
(10-11 класс)
Интерактивное занятие
литература, МХК
История создания и публикации повести. Исторические реалии, отраженные в тексте. Детали художественных образов в тексте
и в экранизациях. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.

4. Кинофакультатив**

4.1. А.С. Пушкин «Каменный гость»

(10-11 класс)

История создания произведения и его культурно-исторический контекст. Образ Дон Жуана в предшествующей литературе
и новизна пушкинской интерпретации. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Вспомогательная литература.

4.2. А.С. Пушкин
«Арап Петра Великого»

(10-11 класс)

История создания произведения и его культурно-исторический контекст. Художественная обработка исторических реалий. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Вспомогательная литература.
4.3. Повесть Н.В. Гоголя «Нос»
(9-11 класс)

Замысел и различные редакции повести «Нос». «Фантастическая» составляющая в тексте. Культурно-исторический контекст произведения. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Вспомогательная литература.
4.4. Пьеса М.А. Булгакова «Бег»
(10-11 класс)

Различные редакции пьесы «Бег». Исторические реалии, отраженные в пьесе. Детали художественных образов в тексте
и в экранизации. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.

4.5. Пьеса Евг. Шварца

«Золушка»

(9-11 класс)

История возникновения сказочного образа. Культурно-исторический контекст произведения. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Вспомогательная литература. Особенности образа Золушки и преемственность в мировом кинематографе.
4.6. Пьеса Евг. Шварца «Обыкновенное чудо»
(9-11 класс)

Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
4.7. Пьеса Евг. Шварца «Дракон»
(10-11 класс)

Исторические реалии, отраженные в пьесе. Детали художественных образов в тексте и в экранизации. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.

4.8. Пьеса Евг. Шварца «Тень»

(10-11 класс)

Литературные традиции сюжета. Детали художественных образов в тексте и в экранизациях. Культурно-исторический контекст произведения. Вспомогательная литература.
   

 

*Занятия из цикла «Кино и книга» не являются повторами уроков литературы по соответствующим произведениям, но предполагают комплексное рассмотрение текста и вариантов его экранизаций.

** Занятия в рамках кинофакультатива (длительность – не менее 1,5 часов) ориентированы на интересующихся историей кинематографа и охватывают более широкий круг вопросов.

Куратор проекта «Школа мысли» – Сергей Владимирович Яковлев

По всем вопросам можно обращаться по e-mail: domloseva2015@gmail.com

8(499) 241-23-42

http://vk.com/public68244606

 

Максимальная продолжительность одного мероприятия (лекционная, демонстрационная, интерактивная части) – 60–70 минут. Дополнительную информацию о проведении указанных мероприятий можно узнать на страничке «Школа мысли» Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева».

Возможность проведения выездных мероприятий по заявленной тематике (с заключением договора на оказание платной услуги) оговаривается отдельно. Оплата производится согласно ценам (тарифам), утверждённым Библиотекой (см. прайс-лист).

По вопросам организации и проведения интерактивных образовательных и экскурсионных программ обращайтесь в Библиотеку «Дом А.Ф. Лосева»
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter