Печать

Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"

Событие

Название:
Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"
Дата:
27 Чт, Июнь 2024, 18:30
Запись трансляции:
Смотреть

Описание

Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"

Лекции из нового цикла "Русская философия в мире" проводятся в рамках проекта "Осмысляя Россию: отечественная философия в поиске культурного кода страны" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

LOGO RFvM


Творчество любого большого философа предполагает множество мыслительных ходов для любой из областей социо-гуманитарных знаний. И, в частности, для столь обширной их области, как востоковедная наука. Н. А. Бердяев – один из самых ярких представителей пост-соловьевской плеяды не только отечественной, но и мiровой религиозной философии. На мой взгляд, для востоковедной науки он ценен как носитель особой проблемы творческой, но всегда многозначной связи свободы и культуры. И в этом смысле – он продолжатель традиций великих мистиков древности и средневековья, а также Гегеля и Маркса. Но прежде всего – Соловьева.
Бердяевская мистическая (но вместе с тем – и социологическая) тема отчуждения/«объективации» имеет, на мой взгляд, немалую востоковедную ценность. Причем важны не только труды «консервативного» Бердяева первой четверти прошлого столетия, но и последующие труды Бердяева «полевевшего». И что существенно – именно во взаимном соотнесении этих основных полос его творчества.
Основной порок традиционных обществ – отчуждение/«объективация» человеческого духа слившимися друг с другом институтами власти («кесаря») и религии, – по убеждению Философа, – трагически и гротескно был воспроизведен тоталитарными системами «левого» и «правого» толка. Никакой рецептуры выхода из исторического тупика отчуждения Бердяев не дал. Да и дать не мог. Однако на всём протяжении своих трудов он настаивал, что творческая активность человеческого духа во Христе есть хотя и недостаточная, но всё же необходимая предпосылка преображения нашего падшего мiра. Пессимизм разрешается упованием. Экзистенциальный дискурс Николая Бердяева возвращает нас – уже на новом уровне исторического понимания – к соловьевской идее Богочеловечности истории. Но – с особым акцентом ответственности каждого из нас пред Богом, Вселенной и людьми.

Планируется интернет-трансляция.

Бесплатно. Бесплатные билеты можно оформить онлайн или в кассе Дома Лосева перед началом события.

Кнопка-ссылка для оформления билетов онлайн в верхней части этой странички.

Другие события в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/

Посетители смогут дополнительно бесплатно осмотреть выставку «Философия современного христианского искусства».
Работы Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой. Подробнее о выставке...

Евгений Борисович Рашковский (род. 23 сентября 1940, Москва) — советский и российский востоковед, религиовед, переводчик, историк науки и образования, русской философской мысли, доктор исторических наук. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии». Окончил Московский историко-архивный институт (1964). В 1964—1967 годах — библиограф ФБОН. С 1967 — научный сотрудник различных институтов АН СССР (РАН). Доктор исторических наук (1974). Переводчик талмудической словесности, библейских книг. Директор научно-исследовательского центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (c 2007 по 2018). Член Российского библейского общества. Один из первых исследователей творчества Вл. С. Соловьева. Автор нескольких книг стихов. 

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter