Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"
Событие
- Название:
- Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"
- Дата:
- 27 Чт, Июнь 2024, 18:30
- Запись трансляции:
- Смотреть
Описание
Семинар "Русская философия". Цикл "Русская философия в мире". Доклад Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) "Востоковедная эвристика в трудах Н. А. Бердяева"
Лекции из нового цикла "Русская философия в мире" проводятся в рамках проекта "Осмысляя Россию: отечественная философия в поиске культурного кода страны" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Творчество любого большого философа предполагает множество мыслительных ходов для любой из областей социо-гуманитарных знаний. И, в частности, для столь обширной их области, как востоковедная наука. Н. А. Бердяев – один из самых ярких представителей пост-соловьевской плеяды не только отечественной, но и мiровой религиозной философии. На мой взгляд, для востоковедной науки он ценен как носитель особой проблемы творческой, но всегда многозначной связи свободы и культуры. И в этом смысле – он продолжатель традиций великих мистиков древности и средневековья, а также Гегеля и Маркса. Но прежде всего – Соловьева.
Бердяевская мистическая (но вместе с тем – и социологическая) тема отчуждения/«объективации» имеет, на мой взгляд, немалую востоковедную ценность. Причем важны не только труды «консервативного» Бердяева первой четверти прошлого столетия, но и последующие труды Бердяева «полевевшего». И что существенно – именно во взаимном соотнесении этих основных полос его творчества.
Основной порок традиционных обществ – отчуждение/«объективация» человеческого духа слившимися друг с другом институтами власти («кесаря») и религии, – по убеждению Философа, – трагически и гротескно был воспроизведен тоталитарными системами «левого» и «правого» толка. Никакой рецептуры выхода из исторического тупика отчуждения Бердяев не дал. Да и дать не мог. Однако на всём протяжении своих трудов он настаивал, что творческая активность человеческого духа во Христе есть хотя и недостаточная, но всё же необходимая предпосылка преображения нашего падшего мiра. Пессимизм разрешается упованием. Экзистенциальный дискурс Николая Бердяева возвращает нас – уже на новом уровне исторического понимания – к соловьевской идее Богочеловечности истории. Но – с особым акцентом ответственности каждого из нас пред Богом, Вселенной и людьми.
Планируется интернет-трансляция.
Бесплатно. Бесплатные билеты можно оформить онлайн или в кассе Дома Лосева перед началом события.
Кнопка-ссылка для оформления билетов онлайн в верхней части этой странички.
Другие события в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/
Посетители смогут дополнительно бесплатно осмотреть выставку «Философия современного христианского искусства».
Работы Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой. Подробнее о выставке...
Евгений Борисович Рашковский (род. 23 сентября 1940, Москва) — советский и российский востоковед, религиовед, переводчик, историк науки и образования, русской философской мысли, доктор исторических наук. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии». Окончил Московский историко-архивный институт (1964). В 1964—1967 годах — библиограф ФБОН. С 1967 — научный сотрудник различных институтов АН СССР (РАН). Доктор исторических наук (1974). Переводчик талмудической словесности, библейских книг. Директор научно-исследовательского центра религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (c 2007 по 2018). Член Российского библейского общества. Один из первых исследователей творчества Вл. С. Соловьева. Автор нескольких книг стихов.