Внимание! Спектакль "Жизнеописание мысли" 27 апреля отменяется.

Приносим извинения за возможные неудобства.

Подробная информация о билетах и посещении бесплатных событий...

Новые правила пользования: единый читательский билет и сервис бронирования библиотечных книг. Подробнее... 

 Пожалуйста, оцените качество услуг Библиотеки-музея "Дом А.Ф. Лосева"...

МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ...     МУЗЕИ, ПАРКИ, УСАДЬБЫ...      ПУШКИНСКАЯ КАРТА...    УРОК В МУЗЕЕ...

 

Авторские циклы лекций С.В.Месяц. Смотрите видеозаписи!

Опубликовано: 19.03.2020
Оценка
(134 голосов)

Авторский цикл лекций С. В. Месяц (ИФ РАН) "Неоплатонизм: от Плотина до Прокла".
Все записи лекций размещены на новом видеоканале!

Смотреть ЛЕКЦИИ С.В. МЕСЯЦна новом видеоканале "Дома А. Ф. Лосева".

 

Светлана Викторовна Месяц, к.ф.н., ведущий научный сотрудник ИФ РАН, переводчик философских тектов с др-греч. и новоевропейских языков. Читала в "Доме Лосева" также цикл лекций, посвященных Аристотелю  
Все записи лекций из цикла "Читаем Аристотеля" также восстановлены на новом видеоканале!

 

Прокл. Избранные теоремы "Начал теологии". Перевод С. В. Месяц. Читать...

   

16 мая 2019. Учение Прокла. заключение.

 

11 апреля 2019. Учение Прокла. Продолжение.

 

15 марта 2019. Учение Прокла. Продолжение. 


7 февраля 2019. "Прокл и неоплатоническая диалектика". Законы происхождения множества из Единого (теоремы 28, 30, 35, 98 и 103 «Начал теологии»). Триада: пребывание – исхождение – возвращение. Учение о среднем термине и непрерывность системы ипостасей. Принцип «все во всем». Два вида приобщения: обычное и обособленное. Два вида исхождения: горизонтальное и вертикальное. Самосовершенные ипостаси и их отблески. Структура уровней реальности: понятие «чина» (τάξις), «серии» (σειρά), «монады» (μονάς). Учение о генадах как сверхсущих единицах. Причины введения генад в метафизическую систему афинского неоплатонизма. Толкование Сирианом 2-ой гипотезы платоновского «Парменида». Чем генады отличаются от Единого? Генады как боги: 14 устроений генад.Литература: Платон. «Парменид» // Собрание сочинений в 4-х томах. Том. 3. М. 1993. С. 346-413; Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1991; Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235-260. 

 

24 января 2019 г. "Прокл и неоплатоническая диалектика". Апория трансцендентного начала в философии Прокла. Единое и 1-ая гипотеза платоновского «Парменида». Чем отличается ипостасное бытие от сущностного? Единое как Абсолют и как Первопричина: апофатическое и катафатическое описание. Проблематичность возникновения мира из Единого: как нечто может стать иным Абсолюту, не покидая его? Решение апории трансцендентного начала до Прокла: Плотин, Порфирий, Ямвлих. Происхождение множества как естественный процесс и как осознанное творение. Что значит «порождать самим бытием»? Первые три закона исхождения множества из Единого (теоремы 25, 18 и 23 «Начал теологии»).Литература: Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1991; Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235-260. Месяц С.В. «Прокл» // Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 628-643. 

 

20 декабря 2018 г. Прокл и метафизическая система позднего неоплатонизма. Структура уровней реальности: понятие «чина» (τάξις), «серии» (σειρά), «монады» (μονάς). Предел и беспредельное, генады, Ум и его триадическая структура. Душа трансцендентная, мировая и индивидуальная. Открытие Проклом особого вида душ. Природа как особый уровень реальности. Пространство как свет и как астральное тело мировой Души. Учение о материи. Расхождения позднего неоплатонизма с учением Плотина.Прокл: философия как теология. Генады как боги языческой мифологии. Различие между Отцом и Творцом. Боги и божественный промысел. Отеческие и демиургические причины. Надкосмические и внутрикосмические божества. Философское обоснование магии и теургии. Экзегетический метод Прокла на примере «Комментария к Тимею»: понятие символа и образа. Философский комментарий как жанр школьной литературы.Литература: Прокл. Комментарий к «Пармениду» / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2007; Прокл. Платоновская теология / Пер. Л.Ю. Лукомского. СПб., 2001; Месяц С.В. Прокл // Энциклопедический словарь «Античная философия». М., 2008. Прокл. Комментарий к «Тимею» (Книга I) / Пер. С.В. Месяц. М.: ГЛК, 2012; Прокл. О самостоятельном существовании зла / Пер. Т.Ю. Бородай // Т.Ю. Бородай. Рождение философского понятия. М., 2008. 

 

6 ноября 2018 г. Афинская школа неоплатонизма. Прокл: жизнь, школа, сочинения. Чтение и обсуждение «Начал теологии». Основные принципы философии Прокла: причина и следствие, приобщение (μέθεξις), самодостаточные и несамодостаточные сущности, единое и многое. Единое как первопричина и как Абсолют. Законы происхождения сущего из Единого. Два вида приобщения: обычное и обособленное. Два вида исхождения: горизонтальное и вертикальное. Самосовершенные ипостаси и отблески. Решение проблемы пребывания единства во множестве. Триада: пребывание – исхождение – возвращение. Неподвижное движение. Принцип «все во всем».Литература: Марин. Прокл или о счастье / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979; Прокл. Первоосновы теологии / Пер. А.Ф. Лосева. М., 1991; Прокл. Начала теологии: теоремы 1-33 / Пер. С.В. Месяц // АРХЭ. Труды культурологического семинара. Вып. 5, М.: РГГУ, 2009. С. 235-260. 

 

22 февраля 2018 г. Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. Двенадцать боговдохновенных платоновских диалогов (т.н. «канон Ямвлиха») и «Халдейские оракулы». «Совершенная халдейская теология» Ямвлиха: реконструкция основных идей по сочинениям Прокла и Михаила Пселла. Ответ Ямвлиха на критику язычества Порфирием в трактате «О египетских мистериях». Понятие теургии. Экзегетический метод Ямвлиха и его отличия от метода Порфирия. Философское истолкование языческого пантеона. Концепция статичного умного времени как попытка решить апории о времени Аристотеля. 
Литература: Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2004; Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001. 

 

18 января 2018 г. Новаторство Ямвлиха в области метафизики и включение в неоплатонизм религиозного аспекта. Учение о «двух Единых». Единое как «Неименуемое» и как Всеединое. Троичная структура Всеединого. Ямвлих: философия как теология. Необходимость опоры на священный текст. 
Литература: Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2004; Халдейские Оракулы / Пер. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. М. 2001. 

 

28 декабря 2017 г. Порфирий о взаимодействии телесного и бестелесного. «Подступы к умопостигаемому» Порфирия и ответ на вопрос о связи души и тела. Введение в школьную практику философии Аристотеля. Первая формулировка проблемы универсалий во «Введении к Категориям» (Isagoge). Ямвлих и новое начало неоплатонизма. Биография, школа, сочинения. Сирийская и Пергамская школы неоплатонизма.
Литература: Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. И.Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2004; Месяц С.В. Божественный Ямвлих: вехи земного пути // Альманах интеллектуальной истории 22. М.: УРСС, 2008; Месяц С.В. Ямвлих // Энциклопедический словарь «Античная философия». М., 2008. 

 

16 ноября 2017 г. Порфирий: онтология и учение о душе. Расхождения с Плотином по вопросу о Первоначале. Чтение и разбор анонимного комментария к «Пармениду»: Единое как превышающее сущее и как «само по себе бытие». Понятие умопостигаемой триады. «Анонимный комментарий к "Пармениду"». Толкование 1-ой гипотезы «Парменида» и учение о генадах как о сверхсущих божественных началах различных уровней реальности. Теория приобщения: введение терминов: «неприобщимое» (ἀμέθεκτος), «приобщимое» (μετεχόμενον) и «приобщающееся» (μετέχον), описывающих отношение следствий к причинам. Учение о среднем термине и умножение числа ипостасей сверхчувственного мира.
Литература: Порфирий. Подступы к умопостигаемому («Сентенции») / Пер. С.В. Месяц // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 758-792; Боэций. Комментарий к Порфирию / Пер. Т.Ю. Бородай // Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М.: Наука, 1990; Месяц С.В., Шичалин Ю.А. Порфирий // Энциклопедический словарь «Античная философия». М., 2008.

 

26 октября 2017 г. Неоплатонизм после Плотина: Порфирий. Антихристианская полемика и трактат «Против христиан». Текстологическая критика Нового и Ветхого заветов и содержательные расхождения с христианством. Понятие священного текста и методы его толкования. Особенности экзегетического метода Порфирия на примере толкования пещеры нимф из «Одиссеи» Гомера. Критическое отношение к традиционному язычеству и его ритуальной стороне: трактат «Письмо к Анебону».
Литература: Ранович А.Б. Античные критики христианства. Москва, 1990; Порфирий. О пещере нимф / Пер. А.А. Тахо-Годи // Лосев А.Ф. и Тахо-Годи А.А. Греческая культура в мифах, символах, терминах. СПб., 1999; Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону / Пер. И.И. Маханькова // Знание за пределами науки. М.: Республика, 1996. 

 

7 сентября 2017 г.  Плотин о сознании и личности.  Понятие сознания (conscientia) в новоевропейской философии. Сознание как интроспекция и рефлексия. Связь сознания и "я": личность как субъект сознания. Тема сознания в античной философии от Аристотеля до Александра Афродисийского и Клавдия Галена. Постановка проблемы сознания в философии Плотина: почему мы не замечаем в себе действия высших реальностей: Души, Ума и Единого? Деление способности ощущения на внешнее и внутреннее чувство. Внутреннее чувство как способность души воспринимать происходящее внутри нее самой: "не все в душе осознанно, но воспринимается нами лишь то, что прошло через сознание» (V 1, 12), «мы мыслим всегда, но воспринимаем мышление не всегда» (IV 3, 30). Анализ акта чувственного восприятия и способности воображения. Воображение как зеркало; два вида воображения: рассудочное и чувственное, отражающее данные ощущений (IV 3, 31). Область бессознательного: сфера над воображением (рассудок, ум, единое) и сфера под воображением (ощущающая, растительная душа, тело). Уровни нашего «я». Окончательное обретение самости в Едином. 

 

30 июня 2017 г.  Плотин и неоплатоническая теодицея. Душа как демиург чувственно-воспринимаемого космоса. Природа как низшая часть мировой Души, оформляющая телесный мир изнутри. Материя и ее происхождение. Две материи: умопостигаемая и материя тел. Материя и зло. Падение Души и причина появления зла в мире. Полемика с гностиками: трактаты III 8, V 8, V 5 и II 9. Сифианский гностицизм в I-IV вв. н.э. Находки из Наг-Хамади: трактаты «Аллоген», «Зостриан», «Марсан» и «Три стелы Сифа». Что такое Барбело-гнозис? Учение о первоначале, об эонах, о падении Софии. Сходство и различие между учением Плотина о сверхчувственной реальности и гностическим мифом.
Литература: Плотин. Против гностиков (Эннеады II 9) // Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. М., 2008; Бородай Т.Ю. Материя и зло: Прокл как критик Плотина // Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. М., 2008; Оренбург М.Ю. Гностический миф: реконструкция и интерпретация. М.: 2011. 

 

11 мая 2017 г. Плотин и его учение о душе. Существует ли мировая Душа и как она относится к индивидуальной? Время как жизнь души. Критика аристотелевской концепции времени. Воображение, память и припоминание (анамнезис). Два вида памяти. Сознание и идея «я». Два вида бессознательного: над- и подсознание. Способности души, ее активность и неаффицируемость. Проблема свободы воли. Бессмертие души, метемпсихоз. Возвращение к себе, исихия, геносис.
Литература: Платон. Тимей 34с – 37 с (творение Души); Плотин. О нисхождении души в тела (Эннеады IV 8) // Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007; Месяц С.В. Сознание и личность в философии Плотина // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 169-209. Берестов И.В. Свобода в философии Плотина. СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.

 

13 апреля 2017 г.   Плотин: жизнь, школа, сочинения. Философия как способ освобождения души от зла телесной жизни. Онтология Плотина: вверх и вниз по этажам реальности. Апория трансцендентного начала как центральная проблема неоплатонизма. Три главные ипостаси. Проблема происхождения мира из Абсолюта. Трансцендентность и имманентность Единого миру. Ум как «единое-многое» и как бытие. Вечность как жизнь божественного Ума. Логосная (рассудочная) сущность души и ее отношение к более высоким реальностям. Нисхождение Души в становление.
Литература: Платон. Парменид 137с – 155е (1-ая и 2-ая гипотезы); Плотин. О трех главных сущностях (Эннеады V 1) // Плотин. Трактаты 1-11 / Пер. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007; Адо П. Плотин или простота взгляда. М.: ГЛК, 1991; Рист Дж. Плотин: путь к реальности / Пер. с англ. Е.В. Афонасина и И.В. Берестова. СПб., 2005. 

 

23 марта 2017 г.  Что такое неоплатонизм? Термин и история его происхождения. Хронологические рамки неоплатонизма: кто был первым неоплатоником? Школы, направления, персоналии. Философия Платона, философия Аристотеля, стоицизм, скептицизм как источники неоплатонизма и неопифагорейцы как его непосредственные предшественники. Модерат из Гадиры и его учение о «трех Единых». Нумений Апамейский и его учение о «трех Богах». Метафизическая, экзегетическая и религиозная составляющие неоплатонизма. Влияние на последующие эпохи.
Литература: Пифагорейская традиция / Пер. Е.В. Афонасин, А.С. Афонасина, А.И. Щетников. СПб.: РХГА, 2014. Мельников С.А. Философские воззрения Нумения Апамейского. М., 2013.  

 

Прочитано 15447 раз
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter