Версия для печати

Сергей Сергеевич Хоружий (1941 - 2020)

Оценка
(0 голосов)

В ночь на 22 сентября на 79-м году жизни скончался физик-теоретик, философ, богослов, историк русской философии, переводчик на русский язык произведений Д.Джойса, создатель синергийной антропологии Сергей Сергеевич Хоружий.

В СССР он был среди первых, кто начинал подлинное изучение и, в последующем, развитие русской религиозно-философской мысли. Его исследования были посвящены творческому наследию Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева, он первым исследовал феномен «философского парохода» (ввел сам этот термин) и обосновал пути и возможности дальнейшего развития национальной философской традиции (цикл работ «После перерыва»). Развивая собственные идеи и обобщая начинания русской школы «неопатристического синтеза», он основал и возглавил Институт синергийной антропологии.
Сергей Сергеевич был другом «Дома Лосева», неоднократно выступал у нас с докладами и презентациями своих новых книг. Последний совместный проект, начатый осенью 2019 года в «Доме Лосева» – это цикл выступлений С.С. Хоружего «Пора думать по-новому: векторы движения гуманитарной мысли». Из задуманных девяти лекций было прочитано шесть, и седьмую (в марте 2020 года) остановила только эпидемия. 

Сергей Сергеевич трепетно относился к имени и наследию Алексея Федоровича Лосева. Каждое выступление и публикация его на лосевские темы были событием. Мы с благодарностью будем помнить эту великолепную по точности слова и глубине исторической оценки формулировку для всей философии Алексея Федоровича Лосева – «арьергардный бой» и «плененный православный боец». Или характеристику для «имяславского кружка», созданного когда-то Лосевым в Москве: «московская школа неоплатонизма». Или торжественное и, опять-таки, исторически мотивированное наименование для первых работ Лосева 1920-х годов – лосевское «восьмикнижие».
Спасибо Вам, Сергей Сергеевич!

 

Публикации о кончине С.С. Хоружего

https://iphras.ru/horujiy.htm

 

Из статьи «ОН БЫЛ ИЗ ТЕХ, КТО НЕ ДАЛ УМЕРЕТЬ РУССКОЙ МЫСЛИ»
Памяти Сергея Сергеевича Хоружего

 

Елена Аркадьевна Тахо-Годи, председатель Лосевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН, доктор филологических наук, профессор:

– 22 сентября 2020 года, когда в библиотеке-музее «Дом Лосева» проходила международная научная конференция «XVII Лосевские чтения. Абсолютная мифология в эпоху великого перелома. К 90-летию “Тайны диалектики мифа” А.Ф. Лосева», стало известно о внезапной кончине Сергея Сергеевича Хоружего. И участникам конференции выпала невеселая честь первыми почтить его память.

Смерть С.С. Хоружего – большая потеря для отечественной культуры в целом и для нашего «Дома Лосева» в частности.

Сергей Сергеевич пришел в этот Дом значительно позже своего друга Владимира Вениаминовича Бибихина, но был причастен к этому Дому до последних дней своей жизни. Здесь, в библиотеке-музее «Дом Лосева», он выступал на научных семинарах, устраивал презентации своих книг и творческие встречи, отмечал свои юбилеи, читал авторские лекционные курсы. Намеревался продолжить чтение авторского лекционного курса и осенью 2020 года.

Однако порог арбатского дома он впервые переступил, когда о библиотеке-музее никто еще не мог и мечтать. Сергей Сергеевич был среди тех, кто содействовал созиданию этого дома-музея. Содействовал по-разному: и своим участием в Лосевских чтениях (одним из первых, в конце 1980-х годов), и своими публикациями об А.Ф. Лосеве (начиная с 1990-х годов), и своим участием в документальном фильме Ольги Козновой «Лосевские беседы», и как член культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», боровшегося в 90-е годы прошлого века за сохранение дома на Арбате и учреждение в нем культурного центра памяти Алексея Федоровича Лосева.

При всем том теоретические представления самого Сергея Сергеевича часто расходились с лосевскими воззрениями, причем по принципиальным вопросам. Но это не мешало Сергею Сергеевичу относиться к памяти Алексея Федоровича – и как человека, и как философа – с глубоким почтением.

Такая широта была присуща Сергею Сергеевичу вообще, в том числе и в личном общении с людьми. Мы ощущали ее и по отношению к себе, когда встречались в стенах Дома Лосева и когда имели честь с ним пообщаться.

Смерть Сергея Сергеевича Хоружего – печальное ознаменование ухода целого поколения, вложившего немало сил в поддержание традиций русской философской религиозной и филологической мысли в 1970-е и 1980-е годы. Поколения, без которого немыслимо было возрождение этих традиций в 90-е годы минувшего XX века.

К этому поколению принадлежали и Сергей Сергеевич Аверинцев, и Владимир Вениаминович Бибихин, и Сергей Георгиевич Бочаров, и Сергей Михайлович Половинкин, и Михаил Леонович Гаспаров, и недавно скончавшийся Валентин Семенович Непомнящий.

Эта смерть – свидетельство того, что XX век уже культурно позади. А что принесет нам век XXI?

Для меня, видевшей и слышавшей их всех, смерть Сергея Сергеевича Хоружего свидетельствует о том, что XX век не только хронологически, но и культурно уже окончательно позади, что новая эпоха уже полностью вступает в свои права.

Какой она будет, эта новая культурная эпоха, будет ли она хранить и развивать заветы и традиции русской философской и религиозной мысли XX века, как хранило и развивало их поколение Сергея Сергеевича, или трансформирует их до полной неузнаваемости и противоположности – станет очевидно лишь ретроспективно, из конца XXI столетия.

А пока мы можем только поклониться Сергею Сергеевичу Хоружему и почтить его память!

 

Аза Алибековна Тахо-Годи, председатель культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ:

– Мне сообщили печальное известие: скончался Сергей Сергеевич Хоружий. Замечательнейшая личность, интереснейший человек, с которым и я, и Алексей Федорович Лосев сначала познакомились заочно, когда стала выходить «Философская энциклопедия». А она начала выходить в самый разгар советской власти, в 1960 году. Обычно печатались в этой энциклопедии, так сказать, «почтенные авторы». В том числе и А.Ф. Лосев. Ему там чуть ли не сто статей принадлежит.

И вот совершенно неожиданно увидели мы с Алексеем Федоровичем подпись под одной статьей (а там, знаете ли, все статьи были всегда подписаны авторами, и это было очень важно): «С.С. Хоружий». А кто же это такой?..

И спросили мы у Захара Абрамовича Каменского, который заведовал редакцией. «А мы, – сказал он, – теперь решили приглашать молодых авторов. Это очень важное дело. Пусть молодежь печатается, развивается сама, дает возможность другим людям почитать их статьи».

Но познакомились с Сергеем Сергеевичем Хоружим мы уже гораздо позже и очень, надо сказать, подружились.

Он великолепно разбирался во всех книгах Лосева, всё великолепно понимал. А ведь, знаете, это не всем было доступно! Для этого надо было иметь светлый ум.

Помню, как нас очень даже удивило, что Сергей Сергеевич назвал восемь книг Лосева «Первым восьмикнижием», как «Пятикнижие» Моисея.

Помню, как особенно занят был Сергей Сергеевич знаменитой, но печальной для судьбы Лосева книгой «Диалектика мифа». Он ее очень хорошо понял. Понял, и какую роль она сыграла в судьбе Алексея Федоровича, и поэтому дал ей даже определенное наименование. Он назвал ее «арьергардной», то есть «замыкающей». Не «авангардной», которая вперед как будто бы идет, а именно «арьергардной». Она «замыкала» свободные труды лосевские, которые были написаны раньше, когда еще можно было как-то – более или менее – свободно выражать свою мысль.

Причем он не просто назвал эту знаменитую книгу «арьергардной». Он сказал, что эта книга – «арьергардный бой». Вот это самое важное!

Лосев выступает здесь как боец настоящий. Кто мог так еще сказать? Ведь сам Сергей Сергеевич был исключительно интересным человеком! Удивительным человеком! И душа у него была добрая.

Прочитано 310 раз
1