Версия для печати

Выставка, посвященная Владимиру Богомолову, открылась в сквере на Арбате

Опубликовано: 03.03.2025
Оценка
(0 голосов)

Pobeda80 logo main

1 марта 2025 года в сквере Библиотеки-музея "Дом А.Ф.Лосева" (Москва, Арбат , дом 33) открылась выставка, посвященная прошедшему в 2024 году 100-летию со дня рождения Владимира Богомолова – известного русского советского писателя, участника Великой Отечественной войны. Владимира Богомолова по праву относят к числу писателей, наиболее ярко представляющих известное литературное направление – «лейтенантскую прозу». И сегодня книги Владимира Богомолова, посвящённые Великой Отечественной войне, невероятно популярны у российских читателей. Только роман «Момент истины» издан общим тиражом почти семь миллионов экземпляров и переведён на 30 языков мира. За свою работу писатель был награждён орденом «Знак Почёта» (1967) и орденом Трудового Красного Знамени (1984). А в 2003 году Владимир Богомолов был удостоен диплома и медали ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу». Как сказано в дипломе, награда была присуждена писателю за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в советской литературе. «Лейтенантской прозой» стали называть произведения, созданные нашими писателями, которым судьбой было уготовано пройти по трудным военным дорогам в звании младших офицеров. Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». В том же году вышла книга «Южнее главного удара» Григория Бакланова – о боях в Венгрии, через которые писатель прошёл в лейтенантских погонах. В 1963 году вышла книга «Третья ракета» одного из самых известных представителей «лейтенантской прозы» белорусского писателя Василя Быкова. Многие произведения были написаны «от первого лица», в них показывались будни войны, о которых не принято было вспоминать – ни за столом, ни в праздничные дни. Почти все авторы «лейтенантской прозы» начинали не книгами о войне, ведь слишком сложно было сразу взяться за самую важную тему в своём творчестве. Записей, попыток было много, но что-то не складывалось, а другое – до поры до времени нельзя было опубликовать. К тому же, новое направление, новую интонацию принимали далеко не все. Были упреки в том, что писатели-фронтовики превращают в литературу свои биографии, чуть ли не дневниковые записи. Что они слишком уж резко раскрывают правду о войне, о послевоенных мытарствах фронтовиков. Но самым важным было то, что писателей военного поколения интересовали не столько полководцы и блистательные герои, а рядовые, сержанты и лейтенанты – то есть простые воины, своими руками, своей жизнью обеспечившие нашу великую Победу. Целый мир раскрывался в каждом человеке. Писатели-фронтовики писали не только о фронтовых буднях. Но про войну, как правило, получалось сильнее. Известна потрясающая статистика: среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось всего 3 процента. Авторам «лейтенантской прозы» повезло остаться живыми. С ранениями и наградами, но они всё же вернулись, чтобы рассказать правду о той войне и победе.
Проект «Год лейтенантской прозы на Страстном бульваре» осуществляется Библиотекой-музеем «Дом А.Ф. Лосева» совместно с Фондом возрождения национальных традиций «Новый век» и Библиотекой искусств им. А.П. Боголюбова при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

250325 (1) 250325 (2)

Прочитано 101 раз