Печать

Бердяевские среды. Лекция Бориса Евсеева "История духа и самопознания"

Событие

Название:
Бердяевские среды. Лекция Бориса Евсеева "История духа и самопознания"
Дата:
1 Ср, Ноябрь 2023, 19:00
Запись трансляции:
Смотреть

Описание

В Доме Лосева продолжается цикл философских лекций «Бердяевские среды», который посвящен предстоящему в 2024 году 150-летнему юбилею великого русского философа Николая Александровича Бердяева (1874 — 1948). Н.А. Бердяев — русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Бердяев — автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой мировой и Гражданской войн), концепции нового средневековья. В 1922 году был выслан из России на так называемом «Философском пароходе».
Цикл лекций проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Лекция Б.Т. Евсеева будет посвящена жизни и творчеству выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева.
Борис Евсеев – писатель, вице-президент Русского ПЕН-центра, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, лауреат Бунинской и других премий. 

 

Бесплатно. Бесплатные билеты необходимо оформить онлайн или в кассе Дома Лосева. 
Прямая ссылка-кнопка на оформление билетов онлайн появится в верхней части этой странички немного позже.
Другие события в Доме Лосева на портале mos.ru https://www.mos.ru/afisha/venues/204211/

 

Жизнь Николая Бердяева - это история становления духа и человеческого самопознания, последовавшего за уcтремлёнными ввысь ступенями духовности. Родившийся в 1874 году в Киеве и окончивший свои дни в 1948 году, во французском Кламаре, Бердяев оставил после себя ни с чем не сравнимое наследие. И принадлежит оно не только философии, но и литературе. А именно, той части духовно-«праведной» прозы, которая является своеобразной «историей духа и самопознания». В России такая духо-уловляющая проза существовала и существует, она даже образовала неширокий, но мощный поток, и, как незамутнённая река, струит себя меж двумя берегами: философским и литературным. Создав целый ряд важнейших философских трудов, таких как: «Смысл творчества», «Философия свободного духа, «Философия неравенства», «О рабстве и свободе человека», «Царство Духа и царство Кесаря», Бердяев в конце жизни написал философскую автобиографию. И назвал этот опыт: «Самопознание». Именно эта книга и даёт право называть его не только выдающимся философом, но и оригинальным писателем.
У Семёна Франка читаем: «Бердяев совсем не "философ", если под философией разуметь построение систематического и объективно обоснованного мировоззрения. Но он несомненно настоящий мыслитель, у него множество новых и оригинальных идей, он способен смотреть на вещи со своей собственной точки зрения и обладает редкими свойствами правдолюбия и внутренней независимости, вне которых невозможно подлинное духовное творчество». Вот почему духовное творчество Бердяева мы и рассматриваем под философско-литературным углом...
По Бердяеву человек — космическая сила, несущая в себе заряд невероятной энергии. Поэтому трактовка личности у него не связана с социальностью. Личность у Бердяева, независима от общества или природных стихий и предстаёт не как биологическая и социумная ипостась, а как этическая и духовная. Но тут же Бердяев и ропщет: «Человек как будто бы устал от духовной свободы и готов отказаться от неё во имя силы, которая устроит его жизнь, внутренне и внешне. Человек устал от самого себя, от человека, изверился в человеке и хочет опереться на сверхчеловеческое, хотя бы это сверхчеловеческое было социальным коллективом».
Но вернёмся к творческой биографии философа. Воспитанный Киевским кадетским корпусом, учившийся с 1894 сперва на естественном, а затем на юридическом факультете Киевского Университета Святого Владимира, Бердяев страстно увлёкся марксизмом: участвовал в социал-демократическом движении, что и стало причиной его ареста и привело в 1898 к исключению из Университета. Правда, и охладевает он к марксизму довольно быстро. И уже в 1904-05 редактирует религиозно-философские журналы “Новый путь”, а позже - «Вопросы жизни». После первой русской революции выступает против отечественного радикализма: как “левого”, так и “правого”(статья“Духовный кризис интеллигенции», 1910). В эти же годы чётко определяется философская позиция Бердяева, выражением которой стали книги “Философия свободы”(1911) и “Смысл творчества”(1916). Отношение к февральской революции было,у философа двойственным: падение монархии он считал неизбежным. Однако,и послереволюционное устройство представлялось ему «падением в пучину насилия». Интересно и то, что неприятие Октябрьского переворота не мешало философу проявлять недюжинную активность: он преподавал у университете, выступал с публичными лекциями, учредил Вольную академию духовной культуры, организовал и вёл семинар о творчестве Достоевского. В 1922 за «антиреволюционную деятельность» был выслан за границу. В Европе стал известен после опубликования фундаментального труда “Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы”(Берлин, 1924).
Постижение трагического опыта русских революций и вектора европейского развития, привело философа,к мысли о завершении безрелигиозной гуманистической эпохи, а также о вхождении человечества в “сакральную” эпоху “нового средневековья”, с непременным религиозным возрождением,но и религиозными конфликтами, столкновением антихристианских и христианских идей. С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала “Путь” — наиболее известного издания религиозно-философской мысли Русского Зарубежья.
Своеобразие и русской, и своей собственной религиозной философии Бердяев видел в том, что обе эти философии не сводятся к системе понятий и представляет собой не столько знание-рассуждение, сколько знание-созерцание, излагающее увиденное на языке символов и мифов. Из символов собственно Бердяевской философии ключевая роль отводилась творчеству, с которым в конечном счёте связаны остальные идеи и символы. При этом нужно иметь ввиду (хоть у Бердяева об этом прямо и не сказано): именно творчество приносит свободу, не наоборот! Но конечной целью творчество всегда имеет свободу. В этом отношении творчество не знает ограничений, ведь оно осуществимо не только в художественном и философском опыте, но и в религиозно-духовном, а также моральном опыте личности. Богочеловеческие отношения также связаны с понятием свободы. Причём, по Бердяеву, свобода индивидуума имеет всеобъемлющее значение, ведь судьбы свободы в истории —это как человеческая, так и Божественная Трагедия.
Крайне важной была для Николая Александровича и проблема философского выбора: “Нужно выбирать между двумя философиями,философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием...
Осмысливая пройденный путь, - путь преобладания духа над бытием и бытом, - в предисловии к своему знаменитому «Самопознанию», Бердяев писал: «Моя память о моей жизни и моем пути будет сознательно активной, то есть будет творческим усилием моей мысли, моего познания сегодняшнего дня». Вот и мы, вспоминая об исполненном непрерывного творчества философско-писательском пути Бердяева, попытаемся сквозь мысли философа - спроецировать день сегодняшний.

Борис ЕВСЕЕВ

 

Посетители смогут дополнительно бесплатно осмотреть выставку "Поминайте учителей и наставников ваших..." Учитель мудрости. К 130-летию со дня рождения А.Ф. Лосева.
Выставка посвящается педагогической и просветительской деятельности А.Ф. Лосева, а ее эпиграфом выбрана фраза «Поминайте учителей и наставников ваших…», которая стала заглавием мемуарной книги Г.Д. Беловой, многие годы общавшейся с философом. Алексей Федорович, много учивший в различных аудиториях и сам всю жизнь учившийся, стремился оставаться «на уровне времени» и потому оставил после себя много учеников, которые стали знаменитыми учеными и священниками. Выставка рассказывает об «Арбатской Академии» и многих личностях, вошедших в ее историю.
Выставка расположена в выставочном зале на 2 этаже.

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33