В лекции рассматриваются источники магической прозы, делается акцент на традиции литературы романтизма, мистические поиски рубежа XIX–XX вв. Особую роль в становлении магической прозы сыграли философские поиски Е.П. Блаватской, Г.И. Гурджиева, П.Д. Успенского (в т.ч. их художественные тексты). Проводится различие между мистикой и магией в художественном творчестве, показана роль фантастики. В основу определения понятия «магии» легли работы А. Белого («Магия слов»), П. Флоренского («Магичность слова»), а также исследования Дж. Фрэзера, Б. Малиновского и др. Отмечается особенность русского «магического реализма» на примере творчества С.А. Клычкова. Выделены четыре типа магической прозы 1920-х гг.: психологический (А.С. Грин), эстетический (П.П. Муратов), гофмановский (А. Чаянов), научно-философский (С.Д. Кржижановский), исторический (И.С. Лукаш). Представлены основные сюжетные схемы: двойничество, демонические маги и маги-помощники, оживающие куклы, карты, портреты, зеркала и др. в 1920-е гг. появляется особая разновидность – «псевдомагические» сюжеты, представленные в творчестве Г. Иванова, С. Заяицкого, А. Грина, М. Булгакова и др. Их источником во многом стали пародии на спиритические сеансы. Магическая проза находит продолжение и в современной литературе, наиболее яркие представлены в творчестве В. Орлова, М. Петросян, Н. Абгарян, Е. Некрасовой, А. Сальникова и др.
Лектор - Елизавета Апалькова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, преподаватель филиала РГГУ
Кнопка-ссылка для регистрации на событие в верхней части этой странички.