Печать

Лекторий. "Феномен юродства в русской культуре".

Событие

Название:
Лекторий. "Феномен юродства в русской культуре".
Дата:
10 Пт, Ноябрь 2017, 19:00

Описание

Лектор -  Елена Витальевна Гувакова (заведующая отделом документов и личных архивов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, историк культур).

 

 0365  0362  0377   0375  0386  0378  0379  0383                           

 

Среди сонма православных святых существует особый чин – юродивых, подвизающихся Христа ради. Нередко этих «безумствующих» нищенствующих странников за иррационально-нелепое, а порой и откровенно ненормативное поведение на Руси называли «похабами». Тем не менее, русская пословица четко выражает отношение народа: «Голенький ох, а за голеньким Бог». 

В чем заключается бездна между бомжом и юродивым? Зачем юродивый скрывает свои благие дела, на публике намеренно являя предосудительное поведение? Что стоит за его странным поведением – откровенная провокация (которую можно понимать как «перевернутое» благочестие), нездоровая психика, объясняющая дерзкое хулиганство, - или все же - особое служение Господу?. Кто эти святые праведники, скрывающие святость и чистоту за крайней степенью смирения – безразличием к поношению людей? Только ли крайняя форма аскезы их объединяет, только ли их загадочные иносказания и сбывающиеся пророчества привлекают к ним внимание современников?

Русский юродивый – кто он? Среди 36 канонизированных юродов - «неправильный» инок Исаакий Печерский и несостоявшийся сапожник Василий Блаженный, безутешная вдова Ксения Петербуржская и благополучная фрейлина Ефросинья Колюпановская, воинственный Симеон Юрьевецкий и кроткая Паша Саровская… 
Обсудим, почему самый известный московский храм, посвященный Богоматери, теперь носит имя юродивого Василия Нагого; почему после появления юродивого в Юрьевце прекратился сильный пожар; почему всесильный Иван Грозный испугался пророчеств юродивого Николы, не разгромив, как собирался, Псков? И, возможно, осознаем, почему гениальный А.С. Пушкин именно юродивому вложил в уста слова «…за царя Ирода Богородица молиться не велит»...

На лекции мы поговорим о том, когда и где появились первые юродивые, чем они различались, и почему были так любимы народом. Попытаемся понять, почему благочестивый аскет покидает уединенный монастырь и выходит «ругаться миру», яростно обличая грешников, и что заставляет образованных, знатных и богатых людей добровольно отказаться от всех благ мира, чтобы носить лохмотья, испытывать голод и нужду, терпя насмешки и брань толпы.
Образы юродивых неоднократно возникают в русской литературе, музыке, живописи, но, конечно, самые яркие запечатлены иконами. На примере ряда памятников мы увидим особое отношение к этим удивительным подвижникам, почувствуем благоговейное отношение к ним народа, и оценим нелегкую миссию ношения маски мнимого безумия.
Недаром отречение от своей личности ради несения особого социального подвига, требующего порой крайнего уничижения, признано Церковью особым духовным подвигом – добровольным распинанием себя во имя Христа, - не всесильного Пантократора, но Христа страдающего в облике раба, что является сокровенным смыслом юродства.

Осмеивание мнимой мудрости мира ради отрицания мирских законов обычной человеческой жизни, полной страстей и тщеславия, гордости и стремления к власти и богатству, ставят юродивого вне этой жизни. Он как будто смотрит на мир извне, из трансцендентной перспективы, окарикатуривая и высмеивая человеческие пороки. И подобное поведение делает самого юродивого предметом насмешки и порицания. Сознательное причинение себе ущерба выбором нищеты, отречением от родных, дерзкого поведения ради собственного поругания не имеет рациональных объяснений. Тем не менее, этот добровольный отказ от мира, непонятный рядовому обывателю, направлен на поиск Бога. Этично ли чудаковатое поведение юродивого, нередко причиняющее страдания близким? Вряд ли. Но юродивый рвет все связи не для того, чтобы привлечь к себе внимание людей, а чтобы через обретение духовной нищеты начать жить по законам духа. Отсутствие земных авторитетов оставляет его наедине с Богом, видящим внутренние мотивы такого поведения.

Вход по билетам.
Стоимость 300 руб. Для читателей "Дома А.Ф. Лосева" и зарегистрировавшихся (ссылка ниже) – 150 руб.

Зарегистрироваться...

 

Контактная информация

Телефон для справок:
8–499–252–8272

Место проведения

Главное здание библиотеки
Главное здание библиотеки

Адрес:
ул. Арбат, д. 33