Большинство теорий кино опираются на коммуникативно-семиотическую парадигму - исходят из того, что фильм представляет собой "сообщение", которое зритель "читает" и, в целом, воспринимает по аналогии с литературным произведением. Отчасти это действительно так, но такой взгляд на фильм упускает из виду специфические возможности кино и игнорирует тот факт, что в большинстве случаев зрители подходят к фильму с кардинально отличной от коммуникативно-семиотической установкой. Перенос фокуса внимания с производителей и профессиональных интерпретаторов фильма на зрительской опыт позволяет понять фильм не как "сообщение", перемещающееся между "создателями" и "зрителями", а как психофизиологический процесс проживания зрителем определенного опыта. Ближайшим аналогом этой ситуации является не обмен сообщениями, а посещение достопримечательностей в ходе туристической поездки - попадание в незнакомое, принципиально новое место, которое в буквальном смысле что-то делает со зрителем, заставляя его непосредственно переживать связанные с ним специфические обстоятельства. В ходе лекции мы обсудим особенности фильма как события зрительского опыта, сходства и отличия "работы фильма" от обыденной действительности и специфические возможности кино, отличающие его от других эстетических практик.
Вход свободный.